М. Я. Мудров о «благочестии и нравственных качествах врача»
Биомедицинская этика Силуянова И.В. 2016
Глава 3. Парадигма милосердия и медицинская этическая традиция в России
- 3.1. М. Я. Мудров о вопросах «благочестия и нравственных качествах врача»
- 3.2. Ф. П. Гааз и проблема «трудных пациентов»
- 3.3. Вклад Н. И. Пирогова в развитие профессиональной этики врача
- 3.4. В. В. Вересаев о роли нравственного состояния личности врача
- 3.5. Е. С. Боткин и проблема доминанты интересов пациента
- 3.6. Святитель Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий) и проблема доверия пациента врачу
В России на развитие врачебной этики большое влияние оказал Матвей Яковлевич Мудров (рис. 3.1). Он был первым переводчиком «Клятвы Гиппократа» с древнегреческого на русский язык с целью утвердить в молодых врачах представление о «нравственных качествах врача и в особенности о его благочестии», сделать врачей «достойными сего важного служения». На основе идей М. Я. Мудрова было создано «Факультетское обещание» русских врачей, которое до 1917 г. принимали отечественные медики.
Основные принципы его понимания врачебной этики нашли отражение в работах: «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача», «Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных», «Слово о пользе и предметах военной гигиены, или науке охранять здоровье военнослужащих», «Закон Гиппократа», «Врач гиппократов и полковой лекарь», «О врачебном искусстве» и др.
Рис. 3.1. М. Я. Мудров (1776-1831)
Все перечисленные тексты — прямое обращение Мудрова к студентам медицинского факультета Московского государственного университета (МГУ). Как известно, МГУ был образован в 1755 г. и состоял из трех факультетов: философского, медицинского и юридического. М. Я. Мудров с 1808 г. до самой смерти был деканом медицинского факультета. Самый трудный период для становления медицинского образования в нашей стране выпал на годы после вторжения в 1812 г. в Россию наполеоновской армии. Во время пребывания французских войск в Москве здания университета практически полностью сгорели. Погибли библиотека, научное оборудование и т.п. По свидетельствам современников, у самого Мудрова была большая уникальная библиотека. Когда Москва пылала в пожарах, он бросил все свое богатство, по его выражению, «ученую роскошь», и спас только 40 томов «скорбных листов», написанных им «при самих постелях больных». В этих 40 рукописных книгах был сконцентрирован огромный и неповторимый опыт крупнейшего клинициста, основателя отечественной терапевтической школы, врача в самом высоком понимании этого слова.
Матвей Яковлевич Мудров — врач-исследователь и врач-учитель. Он был новатором в разработке многих узловых проблем медицины. К ним он относил медицинскую этику, или, как он выражался, вопросы о «благочестии и нравственных качествах врача». В кругу его современников о его личной нравственности и профессиональной честности ходили легенды. Его этические работы представляют огромную ценность и в наши дни.
Матвей Яковлевич Мудров умел четко и ярко выражать свои мысли. Совпадение фамилии Мудров и его понимания медицины столь гармонично, что его суждения быстро превращались в афоризмы и до сих пор не теряют значения для медицинской практики: «посредственный врач скорее вреден, чем полезен»; «легче предохранять от болезней, нежели их лечить»; «и душевные лекарства врачуют тело»; «аптека врача — вся природа»; «надо лечить больного, а не болезнь»; «нет двух одинаковых больных»; «бедным — покой, добрая пища и средства крепительные, богатым труд, воздержание, средства очищающие». Около дома Мудрова постоянно обитали толпы больных и нищих, приходивших за помощью. Матвей Яковлевич лечил бедных, не требуя денег, но от богатых принимал высокие гонорары. М. Я. Мудров погиб в расцвете творческих сил, заразившись от больного во время эпидемии холеры в России. Его похоронили на одном из холерных кладбищ на Выборгской стороне в Петербурге. На памятнике М. Я. Мудрова было написано, что он скончался в 1831 г. «на подвиге пода- вания помощи зараженным холерою в Санкт-Петербурге и пал оной жертвою своего усердия. Полезного житья его было 55 лет».
Этическое наследие М. Я. Мудрова содержит определенную совокупность правил, «каковых следует вам держаться во всею жизнь вашу у одра больных». Каждое из них выверено его личным врачебным опытом и соотнесено с «учением великого Гиппократа», сторонником и убежденным пропагандистом этических принципов которого он был и труды которого именно им с «неимоверной трудностью» были впервые в России переведены с древнегреческого языка.
Призвание
Мудров обращает внимание на важность выбора профессии врача. Не любой человек способен стать врачом, и приобретение врачебной профессии должно быть делом не случая, а призвания. Каждый выбирающий путь служения медицине должен соотнести свои способности, свои человеческие нравственные качества с теми требованиями, которые возлагает общество на представителей этой благородной профессии. Нужно иметь врожденную способность, без которой тщетны все усилия. Мудров говорил, что «медицина подобна хлебопашеству, природная способность есть поле, правила учителей — семена, учение от юности — сеяние, которому в благоприятное время семена предаются земле, место учения — окружающий воздух, дающий пищу спеющим, а тщательность есть земледелие, наконец, время венчает спелость и труды».
«Человек должен быть достоин служению врача». Это правило вытекало из его признания особой нравственной ответственности медицинской профессии. Он писал, что посредственный врач приносит больше вреда, чем пользы: больные, оставленные без медицинской помощи, могут выздороветь, а пользованные этим врачом — умрут.
Подобно принципу платоновской академии «не знающий математики сюда не входи», можно утверждать о врачебной профессии — «не знающий сострадания к людям, сюда не входи». Мудров предупреждает, что каждый вступающий на путь врачевания должен готовиться не к легкой жизни, а «к понесению тяжких трудов на будущем поприще вашем и не искать ничего, кроме строгого исполнения священных должностей ваших», «достижения гражданского благосостояния и получения благородного имени», какие бы препятствия не вставали на этом пути.
Правило постоянства образования
«Склонность ко благу» лежит в основании стремления к получению медицинского образования. Но дело получения медицинского образования требует беспрестанного учения до конца жизни врача или «долговременную тщательность». Мудров часто употребляет русскую пословицу «Век живи, век учись» и постоянно ссылается на Гиппократа, который учил: «Наука наша так длинна, что целая жизнь для нее коротка».
Нравственные качества врача и их совершенствование
Профессиоиальные знания но убеждению Мудрова должны быть соединены с мудростью. При этом он, как и Гиппократ, говорит здесь о нравственной мудрости, а не о мудрованиях отвлеченной философии, кои, по его словам, не приносят никакой пользы. Для врача требуются определенные нравственные качества, которые, так же как и медицинское знание, должны постоянно совершенствоваться. Не забывайте о врачевании душевных свойств ваших, призывал своих учеников Мудров. Среди душевных свойств и нравственных качеств врача первое место занимает любовь к ближнему. Именно любовь к ближнему лежит в основе главных врачебных добродетелей.
В «Слове о способе учить и учиться медицине» к ним он относит: услужливость; готовность к помощи во всякое время — и днем, и ночью; бескорыстие; снисхождение к погрешности больных; кроткую строгость к их непослушанию, целомудрие, скромность и стыдливость во всяком случае.
Эти нравственные внутренние качества должны находить проявление и в свойствах внешних, наружных. К ним относятся приветливость; способность сохранять спокойствие лица и духа при опасностях больного и веселость без смеха и шуток при счастливом ходе болезни; чистоплотность во всем и прежде всего в одежде; умеренность в пище. Мудров соглашается с Гиппократом в том, что для получения к себе доверия врач должен иметь свежий цвет лица и здоровое крепкое тело, ибо о болезненном и вялом думают, что он ни себе, ни другим помочь не в силах. Врач может не пренебрегать в меру и благовониями, «сим образом он будет приятен для больных». Врач должен уметь ограничивать разговор только нужным и полезным; отвечать на вопросы осмысленно, терпеливо и проявлять терпимость к мнениям, в споры не вступать, эмоции сдерживать, совершенствовать способность убеждения другого «с приятностью».
Правила отношения к коллегам
Мудров понимал всю важность характера взаимоотношений между коллегами. Прежде всего, поддерживая Гиппократа, к несомненной добродетели молодых врачей он относил благодарность своим учителям. Значима для врача и благодарность за добрый совет коллеги и способность к решительному отклонению вредных предложений и советов. Неприемлемыми для Мудрова были угодничество, чинопочитание и лицемерие: «Есть ли кто из врачей соглашается с человеком слепым, того надобно бегать, как чудовища, а потому нужно избегать и благосклонности и неприличной врачу любезности, которая часто портит единство лечения в пустую угодность дурным советникам». Высоко ценит и отстаивает Мудров принцип коллегиальности, взаимоуважения медиков: «…умный и благомыслящий врач не будет из зависти поносить другого; в противном случае он тем самым докажет свое слабоумие. Сие делают только площадные торгаши, которые ищут прибытка». Мудров признавал и опасность конкуренции между медиками. Он призывал врачей развивать между собой отношения товарищества, не пренебрегать советами других, подавлять в себе низменное чувство зависти.
Правило «хранения тайны»
Понятие Мудрова о врачебной тайне соответствовало времени и было весьма кратким. Оно сводилось к двум позициям. Во-первых, к необходимой скрытности врача «при болезнях предосудительных» и хранении тайны о них. И во-вторых, к способности врача хранить «молчание о виденных или слышанных семейных беспорядках…»
Правило об «удаления от суеверий»
Именно потому, что М. Я. Мудров был человеком глубоко верующим, христианское вероучение было доступно всем, а православие было культурообразующим основанием жизнеустроения в России, он в своих работах детально не останавливался па раскрытии значения этого правила для врача. Гарантией «удаления от суеверия» было «Богоночитание внутреннее и наружное», т.е. личная вера и церковная жизнь. Тем не менее неоднократно содержание понятия «мудрость», которую врачу должно соединять с медициной, он трактовал «как покорение самого себя и поручение врачевания власти Божией».
Правило «о получении наград и бескорыстии»
М. Я. Мудров учил своих учеников бескорыстию. Под бескорыстием он понимал способность врача оказывать помощь нуждающемуся в ней без предварительных условий о награде.
Он давал ученикам такой совет относительно вознаграждений: «Условие о награде неприлично, когда больной страждет, наипаче острою болезнию; ибо быстрота болезни, не позволяющая оставлять больного без помощи, запрещает доброму врачу отказываться от лечения, но более заставляет его здесь искать не пользы своей, но чести и уважения, потому лучше но выздоровлении сделать выговор неблагодарному больному, нежели у лежащего на смертном одре вынуждать плату; ибо кто истинный есть врач, тот, ей Богу! верою более, нежели жестокостью, в лечении пользуется. И в самом начале узнавши болезнь, должно предписать нужные пособия, больного до окончания болезни пользовать, никак его не оставлять». В его понимании бесчестен врач, не оказывающий помощи тому, кто не в состоянии заплатить за нее. Тем не менее, Мудров не отрицал права врача на вознаграждение и получал большие гонорары от состоятельных пациентов. Несмотря на это он считал, что для врача, прежде всего, важны честь и уважение. «В лечении больных не поставляй любостяжание и награды целию, но усовершенствование науки ее распространение. Итак, советую иметь человеколюбие и не терять из виду продовольствия и богатства. Иногда лечи даром на счет будущей благодарности, или, как говорится: не из барыша, была бы слава хороша. Есть ли случится подать помощь больному, то наипаче чужестранцу и бедному ты помогать должен, ибо кто человеколюбив и милосерд, тот есть истинный любитель и любимец науки. Многие больные чувствуют опасность своей болезни; но уверены, будучи в человеколюбии врача, уверенными остаются и в своем выздоровлении».
Соблюдение моральных правил врачевания для Мудрова, безусловно, было необходимым условием профессионализма и достижения результатов лечения. И, что немаловажно, утверждал Мудров, врач «быв истинно таким, будет важен и любим всеми».