Лидерство. Сущность, характеристика, подходы
Лидер — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидерство — это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и захотел. Лидерство – переменная, определяющая качества руководителя и подчиненных. Лидерство – способность влиять на индивидов и группы людей, чтобы побудить достичь целей.
Лидерство. Главные качества лидера.
- Знание себя, своих чувств и эмоции
- Готовность к риску
- Уверенность в себе
- Коммуникабельность
- Надежность, нормативность и последовательность
- Готовность поддержать в любую минуту
- Инициативность, умение мотивировать себя
- Умение создать команду, поставить цели
- Способность организовывать коллектив для достижения целей
- Видение перспективы
- Гибкость поведения и чувствительность к ситуации
Лидерство. Характеристика формальных и неформальных отношений.
Характеристика формальной структуры группы:
— Группы, сознательно созданные для достижения коллективных целей организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей.
— Наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также стандартизованной системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований
— Формально описанные полномочия в рамках иерархической структуры организации;
— Формальное название должности и ее место среди других должностей организации;
— Поощрения, награды и наказания, которые могут быть применены к данному субъекту в соответствии с его статусом;
— Поощрения, награды и наказания, которые данный работник может применять по отношению к другим работникам организации в соответствии со своим местом в ее иерархической структуре;
— Физическая локализация данного работника внутри организации и степень его доступа к информации.
Характеристика неформальной структуры группы:
— осуществляют социальный контроль за своими членами, установление и укрепление норм — групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения.
— В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам
— неформальные организации имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование
— Групповые нормы поведения оказывают сильное воздействие на ее членов и направление, в котором будет работать группа: достижение целей предприятия, создание особых условий для группы или сопротивление позитивным процессам. Нормы призваны подсказывать членам группы, какое поведение наиболее предпочтительно, какие результаты ожидаются от них. В случае систематического несоблюдения каким-либо членом группы норм поведения он подлежит исключению из неформальной группы.
Лидерство. Сущность лидерства.
Сущность лидерства состоит в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним. Сущность феномена лидерства заключается в способности индивида оказывать влияние на отдельные личности и группы людей, с помощью чего достигается выполнение поставленных перед ними целей. Соответственно, индивид, наделённый этой способностью и реализующий её, является лидером, за которым следует группа. В менеджменте сформировалось три основных подхода к пониманию сути лидерства – подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный. Подход с позиции личных качеств сделал попытку определить соотношение между наличием конкретных качеств личности и эффективностью руководства. Поведенческий подход дал классификацию стилей руководства – манеры поведения с подчинёнными – от автократичного до либерального стиля. На сегодняшний день перспективным является ситуационный подход. Он базируется на принципиальном отказе от единственно верного и эффективного стиля лидерства и рассматривает данный феномен через призму условий, создающих ситуации, в которых протекает деятельность лидера.
Лидерство. Подходы к определению факторов эффективного лидерства
Ученые – бихевиористы применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства:
- подход с позиции личных качеств,
- поведенческий подход
- ситуационный подход.
Подход с позиции личных качеств.
Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Среди черт, присущих лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности и готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие. Не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей, часто приводится в качестве доказательства того, что эффективность руководства имеет ситуационный характер. В разных ситуациях требуются различные способности и качества, набор которых значительно варьируется в зависимости от исторических эпох, сознания, культуры и других параметров группы.
Поведенческий подход к лидерству.
Поведенческий подход к лидерству – сосредоточил внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу эффективность управления определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым.
Поведенческий подход в теории лидерства помог провести ана¬лиз и создал основу для классификации стилей руководства, т.е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными.
Недостатки данного подхода:
• внимание акцентируется лишь на фактическом понимании поведения руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации;
• доминирует тенденция, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства.
Руководители фармацевтических организаций на основании своего опыта сделали вывод, что идеального стиля управления нет. Выбор стиля управления зависит от конкретной ситуации, от личностных особенностей индивида (подчинённого) и самого руководителя. Не существует менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.
Когда меняется ситуация – то меняется и стиль управления.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:
Руководитель должен понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики или концепции.
Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.
Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
Лидерство. Различия между менеджером и лидером.
Лидерство — это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.
Отличие менеджера от лидера
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
План — основа действий | Видение — основа действий |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует доводы | Использует эмоции |
Контролирует | доверяет |
Поддерживает двоение | дает импульс движению |
Профессионален | Энтузиаст |
Принимает решения | Превращает решения в реальность |
делает дело правильно | делает правильное дело |
Уважаем | Обожаем |
Менеджер — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений. Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину. Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.
Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти.
Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации. Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы. Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.
Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения. Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Лидерство. Общее между лидерством и менеджментом.
Наиболее сложным элементом работы директора аптеки является текущее руководство людьми, направление их поведения в нужную для организации (аптеки) сторону, обеспечиваемое лидерством.
На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем – увольнением сотрудников. Среди других, можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые проблемы, принятие решений и улаживание конфликтов.
При осуществлении столь разнообразной управленческой деятельности руководитель должен выполнять не только функцию организатора, но и лидера.
Установлено, что одним из основных противоречий управления в широком смысле являются взаимоотношения руководителя и лидера, так как первый возглавляет формальную организацию и имеет властные полномочия, а второй – неформальную организацию и через своё поведение, не имея властных полномочий, может оказывать как положительное, так и негативное влияние на работу коллектива в целом. Имеется много средств, с помощью которых возможно влиять на людей и вести их за собой.
Однако необходимо помнить, что эффективное лидерство и эффективное руководство – не одно и тоже.
В менеджменте давно признано, что руководитель организации одновременно должен быть и лидером.
Для того чтобы им стать, руководитель должен знать природу и суть лидерства.
Руководитель – это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчинёнными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполнили работу, порученную организации.
Лидерство — это искусство, способность влиять на отдельные личности и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей организации.