ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В МЕДИЦИНЕ
Биомедицинская этика Силуянова И.В. 2016
Глава 4. Деонтологическая парадигма в медицине
- 4.1. Деонтология в терапии см. ниже
- 4.2. Деонтология в хирургии см. ниже
- 4.3. Деонтология в акушерстве и гинекологии
- 4.4. Деонтология в педиатрии
- 4.5. Деонтология в психиатрии и наркологии
- 4.6. Деонтология в стоматологии см. ниже (дополнительный материал)
- 4.7. Деонтология в онкологии
Медицинская деонтология — это совокупность правил межличностных отношений и ответственных взаимодействий, соответствующих конкретной области медицинской практики, будь то терапия, педиатрия, акушерство и т.д.
Соответствие поведения врача той или иной медицинской специальности определенным этическим нормативам составляет деонтологический уровень медицинской этики, ее деонтологическую парадигму или часть.
Профессор Н. Н. Петров первым в советской медицинской науке начинает использовать термин «деонтология» Этим термином он обозначал реально существующую область медицинской практики — врачебную этику, которую в России пытались отменить после переворота 1917 г. за связь с идеалистической и религиозной культурой. Но уйти от этой связи исторически и логически невозможно. Основы представлений о долге и должном лежат в религиозной этике. Основоположником этической деонтологии принято считать И. Канта (1724—1804). Его позиция состояла в отрицании необходимости учитывать мотивы, цели и последствия того или иного поступка для квалификации его как морального. Для Канта моральность поступка определяется исключительно выполнением или невыполнением долга, а не тем, ради чего действие совершается и к каким результатам приводит. Этим утверждением деонтология противостоит гедонизму, утилитаризму и другим концепциям, в которых моральность действия определяется полезностью его результата, а не соответствием действий человека с долгом не только по целям действия, но и по средствам их достижения.
Принцип соблюдения долга — основной для деонтологической модели. Соблюдать долг — значит выполнять определенные требования. Недолжный поступок — тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества и его собственных воли и разума. Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип соблюдения долга не признает оправданий при уклонении от его выполнения, в том числе аргументы от «приятного и неприятного», «полезного и бесполезного» и т.п. Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным основанием действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию долга, то соответствует избранной им профессии, если нет — то должен покинуть профессиональное сообщество.
Своды точно сформулированных правил поведения разработаны практически для каждой медицинской специальности. Многочисленные советские издания по медицинской деонтологии периода 1960—1980-х гг. содержат подробный перечень и описание этих правил практически по всем медицинским областям.
Деонтология в терапии
Терапевтический профиль врачевания обладает рядом особенностей отношения врача-терапевта к пациенту. Они концентрируются на двух этапах: поисково-диагностическом и лечебно-реабилитационном. В стадии определения диагноза чрезвычайно значим расспрос пациента. Важен не только учет характера жалоб, но и внимание к особенностям личности больного, индивидуальным чертам, национальности, образу жизни и мировоззрению, к оценке пациента происходящих и происшедших событий его жизни, включая конфликты общения, степень фиксации на них и мера уязвленности ими. Такой «анамнез жизни» важен и для лечебно-реабилитационного процесса, для того, чтобы пациент осознал связь своей соматической болезни с внешней и внутренней историей своей жизни. Врач-терапевт должен достичь максимального доверия, которое одно способно дать врачу полноценное представление о заболевании пациента. Одно из средств достижения доверия заключается в том, что врач должен избегать каких-либо оценок тех жизненных принципов, которые исповедует пациент, характера сложившихся у того социальных отношений и т.н. Врач должен ставить перед собой задачу войти в доверие к пациенту, позволить ему выговориться, что подчас имеет определяющее значение для постановки правильного диагноза и достижения адекватной самооценки себя пациентом. Эти данные становятся важны на лечебно-реабилитационной стадии, особенно в случае необходимости преодоления больным определенных патогенных привычек, особенностей поведения и отношения к себе, близким и окружающим. В терапевтической практике в полной мере должен реализовываться принцип лечения не болезни, а больного, личность которого в значительной степени определяет особенности болезни, что предполагает и специфику назначаемого и проводимого врачом лечения. Врач использует различные методы воздействия на пациента с целью коррекции нарушенных установок, изменения взглядов больного на свое состояние и социальное окружение и пересмотра уровня притязаний. При выборе методов влияния при лечении терапевтических расстройств основной акцент делается не столько на болезнь, сколько на личность пациента и его ситуацию.
В терапевтической практике важны психологическая совместимость врача и больного и особенности их взаимоотношений.
Формы взаимодействий врача и больного при лечении терапевтических заболеваний различны в острый период и в фазе выздоровления. В острый период врач должен активно работать с пациентом, определять и ставить диагноз. В это время больной обеспокоен своим состоянием, тревожен и с обостренным вниманием воспринимает каждое слово врача. Например, при сердечно-сосудистых заболеваниях часто проявляет себя феномен, который назван «социокультурной символикой сердца», связанный с тем значением, которое придает человек сердцу. Врачу надо особенно внимательно следить за своими словами. Как правило, на этом этапе обосновано патерналистское отношение к больному. Однако на последующих этапах лечения его желательно корректировать в зависимости от локализации патологического процесса, длительности заболевания, выраженности болевого синдрома и других факторов. К моменту выписки и на этапах амбулаторного лечения отношения «врач — больной» должны приобретать характер сотрудничества.
При лечении психосоматических заболеваний роль взаимодействия врача и больного возрастает. Необходимо попытаться сформировать у больного представление о причинах заболевания и предложить адекватные способы реагирования на особенности клинических проявлений изменений его состояния.
Деонтология в хирургии
Отношения «хирург — пациент» связаны с особенностями хирургического больного, которые включают, как правило, типичную реакцию пациентов на необходимость хирургического вмешательства — боязнь и страх. Такая реакция определяется двумя основными объективными факторами:
- постоянным присутствием операционного риска (в той или иной степени);
- отсутствием абсолютной гарантии успеха операционного вмешательства.
Страхи больного, боязнь операционного вмешательства порождаются объективными факторами. В силу этого основная задача врача-хирурга — преодолеть эти эмоциональные состояния больного. Хирургических пациентов нужно специально, порой длительно готовить к операции, используя различные методы, включая беседы, внушение, медикаменты. Эта задача чрезвычайно важная, так как от ее решения в значительной степени зависит исход всего лечения. Многолетний опыт детских врачей-хирургов свидетельствует, что детей, боящихся хирургического вмешательства, ни в коем случае нельзя оперировать.
Доктор А. В. Гуляев полагает: «Со страхом больного перед операцией, когда он не превосходит определенных норм, можно было бы помириться, если бы дело ограничивалось самочувствием. Но многочисленные исследования по физиологии эмоций свидетельствуют о далеко идущих пертурбациях во всех физиологических системах под влиянием страха. При этом еще вопрос, у какого больного более гладко проходит операционный период: у трусливого, который не сдерживает своих эмоций, или у храброго, который их не проявляет и силой воли глубоко прячет. Мы опасаемся больных последней категории, конденсирующих свои эмоции без их разрядки».
Замечено, что легче успокоить больных, когда их страх отчетливо проявляется в поведении. Значительно труднее это бывает в отношении людей хладнокровных, рассудительных, дисциплинированных. Страхи у таких больных могут проявляться в виде кризов, коллапса, шока или в неожиданных и необычных психопатологических симптомах. Не следует жалеть время на психологическую подготовку таких больных к операции. Среди врачей-хирургов распространено мнение, что психологическая подготовка к операции должна проводиться столь же тщательно, как и подготовка операционного поля.
В отечественной хирургической деонтологии сложилась устойчивая позиция, согласно которой хирург должен не только знакомить больного с характером хирургического вмешательства, в сдержанно-тактичной форме касаясь описания риска операции, но главное опираться на внушение надежды на положительный исход. Об этом пишут такие хирурги, как II. II. Петров, Б. В. Петровский и др.
На эту позицию необходимо обратить внимание, так как она входит в противоречие с требованиями юридической модели «информированного согласия», предполагающей объективное изложение, т.е. информирование обо всех деталях и рисках операции. Симптоматично, что, с точки зрения Н. Н. Петрова, «информирование» должно включать не столько «адекватную информацию», сколько внушение «незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции». Такая позиция, например в ходе судебного процесса о нанесенном вреде пациенту, с точки зрения прокурора будет оценена как заинтересованная и недопустимая манипуляция больным. Но с точки зрения адвоката хирурга именно эта профессиональная форма общения включает необходимый элемент успешного исхода оперативного вмешательства.
Решению задачи преодоления страхов и боязни больного подчинено следующее правило профессиональной этики хирурга, сформулированное II. II. Петровым: «Для душевного покоя больных необходимы повешения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции как до нее, так и после».
К сожалению, это правило может не соблюдаться в условиях жесткого лимита времени в предоперационный период. Это правило может быть подвергнуто сомнению и под влиянием низкого профессионализма врача или особенностей оперативного вмешательства. Например, по воспоминаниям сотрудников известного хирурга-трансплантолога В. И. Шумакова, он лично с пациентами не знакомился и не посещал их до операции. Эта привычка хирурга не может рассматриваться, как правило. Скорее всего, это была индивидуальная особенность В. И. Шумакова, которая объясняется тем, что трансплантация, которой он занимался, в годы его активной деятельности только внедрялась, что неизбежно сопровождалось высоким уровнем смертности и инвалидности пациентов. Такой привычкой хирург как бы защищал себя от эмоциональных травм и переживаний, связанных с характером его деятельности.
Тем не менее тенденция некоторого отрыва хирурга от больного в последнее время усиливается. Это связано с практикой конвейерной схемы вмешательств, с многопрофильным характером подготовки больного и проведения операции. Такая тенденция негативно оценивается специалистами как растворяющая личную ответственность врача-хирурга за жизнь больного и обезличивающая результат лечения. Отрицательным тенденциям «бригадного метода», часто неизбежного в современной хирургии (например, при сверхдлительных микрохирургических операциях), должно противостоять ясное осознание значения коллективного начала в профессии, атмосфера сотрудничества и общей ответственности.
Посещения больного хирургом, как до операции, так и после (включая реанимационное отделение) необходимо для создания у больного доверия к врачу, для мобилизации желания и веры пациента в излечение — важнейших субъективных факторов достижения положительных результатов лечения. Этой цели служит и такой прием, как помещение пациента в одну палату с выздоравливающими пациентами: их опыт и состояние служат формированию психической стабильности пациента.
К основным этическим принципам лечения хирургического больного II. II. Петров в работе «Вопросы хирургической деонтологии» относил и следующие правила:
- хирургия для больных, а не больные для хирургии;
- делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека;
- идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного.
4.6. Деонтология в стоматологии
Стоматология связана с работой врача в зоне рта и губ, которая относится к интимным зонам человеческого организма. Работа в этой зоне непосредственно связана с положительными или отрицательными чувствами и аффектами пациентов. Действия в полости рта и близкий контакт лицом к лицу могут вызывать чувство вмешательства в особенно чувствительную зону личности, что определяет значение этичности поведения стоматолога.
Визит к зубному врачу, как правило, является стрессом для больного, связанным со страхом ожидания боли, напряженностью и вегетативной дистонией, а стоматологическое лечение, несмотря на столь широкие сегодняшние возможности аналгезии, все еще воспринимается некоторыми пациентами как болезненное и даже агрессивное. Инструментально обусловленные трудности вербальной коммуникации и физическая близость к врачу вызывают чувство беззащитности и беспомощности.
Необходимо учитывать, что больной приходит к стоматологу с чувством страха. Этот страх может выражаться в разных формах, например, в отказе от лечения или откладывании консультации, в агрессии по отношению к врачу (физическом сопротивлении, укусах).
Первый контакт и первый разговор между стоматологом и больным могут оказаться решающими для дальнейшего поведения больного и хода терапии. Пациент ожидает при входе в кабинет эмоционального отклика врача, который должен предложить ему помощь и поддержку. При этом врач должен знать, что страх на переднем плане является нормальной, здоровой реакцией.
Тем не менее необходимо учитывать, что есть группы больных, нуждающиеся в повышенном внимании врача. К ним относятся:
- дети и подростки с их возрастной лабильностью и ранимостью;
- пожилые больные и инвалиды, в силу своего социального положения возлагающие дополнительные обязанности на стоматолога;
- нестабильные больные, мечущиеся от одного зубного врача к другому в поисках того, кому они согласны доверять;
- претенциозные больные, категорично настаивающие на проведении определенных методов лечения;
- невротики с их неосознаваемыми страхами и конфликтами.
Последняя категория трудных больных, которых отличает невротический страх, представлена четырьмя различными группами.
- Больные с истерической структурой личности, страх у которых легко переходит в соматические состояния, например обмороки. На них хорошо действует спокойная, деловая, благожелательная, но твердая позиция стоматолога, особенно, если она сочетается с теплотой, сердечностью и юмором.
- Пациенты с обсессивпыми чертами закрепощенные, зажатые, полные сомнений и робости. Страх у больных проявляется в таких соматических формах, как бледность кожи, тахикардия. Для них показан контроль сердечIю-сосудистой системы.
- Больные с депрессивной структурой, с готовностью подчиняющиеся указаниям врача, что, однако, не должно вводить в заблуждение. Зубы для них имеют повышенное символическое содержание, в связи с чем они трагичнее, чем обычный больной, воспринимают их дефект или потерю, всю ситуацию лечения в целом. При общении с ними важно, чтобы больной чувствовал, что он воспринимается как личность.
- Шизоидные больные, проявляющие недоверие, ведущее к враждебности и даже провокациям в адрес зубного врача. Они представляют собой наиболее трудную группу для врача в стоматологической практике. С ними важно проявлять спокойное, доброжелательное, эмпатическое отношение и деловитость.