Биоэтические вопросы клонирования человека
Этико-правовые проблемы медицинской генетики
Клонирование — это понятие современной генетики, которое обозначает технологию формирования (размножения) и выращивания организмов. Новая технология логически соединяет методы искусственного оплодотворения in vitro и генетическое «проектирование» или моделирование наследственности.
Клон — совокупность клеток или организмов, возникающих путем бесполого размножения. Экспериментально клонирование многоклеточных организмов проводят, например, с помощью энуклеированной (лишенной собственного ядра) зрелой яйцеклетки, в которую вводят (электроразрядом или другим путем) ядро соматической клетки с диплоидным набором хромосом. Из такой яйцеклетки развивается клонированный эмбрион. По целям использования различают два вида клонирования. Цель репродуктивного клонирования — рождение человека при условии трансплантации клонированного эмбриона в матку. Терапевтическое клонирование предполагает различные способы прагматического использования клонированных эмбрионов, не допуская рождение человека.
Терапевтическое клонирование человека — это создание человеческого организма с целью получения из него (после разрушения на ранней стадии развития) стволовых клеток для их использования в экспериментальных и терапевтических целях.
Если с помощью искусственного оплодотворения осуществляется борьба за возможность возникновения жизни, а с помощью генной терапии пытаются решить вопрос о ее качестве (например освобождении от неизлечимых болезней), то клонирование призвано бороться за возможность возникновения жизни с определенными качественными параметрами.
1997 г. становится принципиальной вехой на пути реализации идеи о создании существ с заданными свойствами. Эмбриолог Я. Вильмут, израсходовав 236 яйцеклетки овец, из клетки молочной железы беременной овцы А получил культуру — размножающиеся в пробирке клетки, генетический материал которых и был пересажен в «пустую» яйцеклетку овцы Б, которая затем была введена овце С, игравшей роль суррогатной матери. 23 февраля 1997 г. на свет появилось первое млекопитающее (овца Долли), у которого нет отца, но есть три «матери»: донор яйцеклетки, донор генетического материала и вынашивающая суррогатная мать.
Возможность клонирования животных вплотную подводит к вопросу о возможностях клонирования человека. В обществе возникает ряд вопросов, на которые у исследователей сегодня нет ответов. Безопасны ли существующие на сегодняшний день методы клонирования? Как будет происходить старение клонированного организма и его клеток, как отразятся на клонах возможные мутации в ядрах клеток-доноров, как клонирование скажется на здоровье, на склонности к различным заболеваниям, в частности к раку?
Помимо этих вопросов в научной литературе выдвинут ряд аргументов против клонирования человека. К ним относятся: отсутствие информации о последствиях клонирования человека на его психическое и физическое здоровье; неотработанность технологии клонирования непосредственно на человеке; невозможность получить клон, идентичный как генетически, так и психически и психологически; нарушение семейных устоев; угроза уникальности и личной неприкосновенности, человеческому достоинству и свободе.
Именно поэтому многие государства принимают меры по ограничению исследований в этой области. Клонирование человека запрещено во всех цивилизованных странах. В Японии экспериментаторам за эксперименты по клонированию человека и создание химероподобных существ (скрещивание генов человека и животных) грозит от 3 до 7 лет тюрьмы, в Германии — 5 лет, во Франции — до 20. В США нарушителю моратория обеспечены 10 лет заключения и 1 млн долл. штрафа.
Дополнительный протокол 2001 г. к «Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины» запрещает клонирование человека. В России действует запрет на клонирование человека с 2002 г. Этот запрет был продлен Федеральным законом «О введении временного запрета на клонирование человека» в 2010 г. на неопределенный срок до вступления в силу закона, устанавливающего порядок применения биотехнологий в этой области. Причина запрета связана с тем, что клонирование человека встречается с множеством юридических, этических и религиозных проблем, которые на сегодняшний день еще не имеют очевидного разрешения.
К проблемам этического плана относится то, что клонирование как неестественная форма размножения установит столь же неестественные отношения между родителями и детьми. Клонированный ребенок будет и ребенком, и близнецом того родителя, от которого взяты гены, но при этом никак не связан со вторым родителем. Как небиологический родитель будет воспитывать биологическую копию своего супруга, особенно когда та достигнет половой зрелости?
К фундаментальным этическим вопросам относится и вопрос об ограничении свободы клонированного существа, созданного по заказу. Причем речь идет не только о заказе как причине появления ребенка, но и о заказе свойств и характеристик человеческого существа, т.е. практически о биологическом ограничении его свободы заданными параметрами его свойств и качеств.
Религиозная общественность России также обозначает ряд волнующих ее проблем. В 1999 г. Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике Русской
Православной Церкви принял заявление «О морально-этической недопустимости клонирования человека».
Выдержка из заявления Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике «О этической недопустимости клонирования человека»
Глобальный кризис, охвативший мир, в значительной степени вызван игнорированием этических критериев при определении целей научных исследований и способов использования их достижений. Восстановление согласия между духовно-нравственной жизнью человека и его научно-технической деятельностью сегодня не просто желательно, но во многом предопределяет возможность дальнейшего существования человеческой цивилизации. Однако в недрах современной науки порой рождаются опасные проекты, среди которых особое место принадлежит идее клонирования человека — воспроизведения самостоятельного организма из единичной соматической (телесной) клетки, генетически тождественной донору. И с научной, и с религиозной точек зрения эта идея представляется абсолютно неприемлемой. Ее практическая реализация разрушит естественные основы социальных отношений, вызовет катастрофическое изменение мировоззренческих установок в сторону дальнейшего обесценивания жизни каждого отдельного человека…
…Существует опасность формирования околонаучных полукриминальных исследовательских групп, стремящихся к незаконному личному обогащению через обещание «чуда» клонирования; клонирование создаст угрозу человеческому достоинству, уникальности и личной неприкосновенности, делая наследственность человека беззащитной перед посторонним вмешательством; широкомасштабное клонирование будет означать вторжение в наследственное разнообразие человеческой популяции — естественную основу ее социального и биологического благополучия, включая устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям и различным заболеваниям, в конечном счете, возможно вырождение и деградация человечества; тиражирование определенных генотипов может быть использовано злонамеренными людьми для реализации криминальных и (или) милитаристских планов, отрицательные последствия которых окажутся соизмеримыми или даже превзойдут последствия геноцида целых народов, осуществлявшегося гитлеровским фашизмом. Что же касается клонирования изолированных клеток и тканей живых организмов, равно как и использования целого ряда современных молекулярно-генетических методов, то против этих технологий не может быть возражений, поскольку они не нарушают суверенитета человеческой личности и полезны в научно-исследовательских работах, медицинской и сельскохозяйственной практике. Общественно-церковный Совет по биомедицинской этике Московского Патриархата считает своим долгом предупредить о грозящей опасности клонирования человека и обратиться ко всем, кто причастен к исследованиям в данной области, с призывом отказаться от дальнейших разработок, предпринять все меры к тому, чтобы не допустить не только законодательной легализации клонирования человека, но и воздействия на общественное сознание с целью формирования в нем представлений о морально-этической допустимости и безопасности этой процедуры…
Евгенические идеи модификации человеческой природы
Этически невыверейные генетические исследования в области изменения природы человека в ряде случаев могут смыкаться с евгенической идеей улучшения человеческой природы.
Термин «евгеника» (от греч. eugenes — породистый), был введен в оборот английским биологом Френсисом Гальтоном (1822—1911). Он считал, что все характеристики человека, включая моральные качества личности, передаются но наследству. По его мнению, с помощью науки путем «более совершенного скрещивания» можно добиться «улучшения человеческой расы» и вывести желательный характер и способности человека в качестве видового признака, как это делают с собаками, и избавить человечество от нежелательных признаков, к которым он относил «склонность к пьянству», «склонность к преступлениям», «праздность», «склонность к нищенству» и т.п. По мнению Гальтона, евгеника призвана разрабатывать методы социального контроля, которые могут исправить или улучшить расовые физические и интеллектуальные качества будущих поколений.
По мнению сторонников евгеники, с помощью модификации человека путем коррекции сто генетических характеристик наука способна остановить генетическое вырождение населения. Эти идеи актуальны в силу того, что развитие медицины, социальная поддержка инвалидов и другие искусственные меры улучшения качества жизни ослабили действие естественного отбора. «Субнормальные» индивиды, участвуя в размножении, «засоряют» так называемый «генофонд нации» недоброкачественными генами. Сегодня существует реальная опасность вырождения наций.
Ядро классической евгеники — идея о вырождении человечества. Тезис о естественном отборе как регуляторе биологического развития был приложен свгенистами к человечеству как биологическому виду и используется для того, чтобы показать естественные причины вырождения как физического, так и нравственного. С точки зрения сторонников евгеники, причина вырождения и деградации человека заключается в том, что в обществе утратил силу естественный отбор, который имеет место в природе и обеспечивает поддержание высокого стандарта выживаемости. Это утверждение — их главный аргумент. На нем строились рассуждения и основателя евгеники Ф. Гальтона, и основоположника расовой гигиены Д. Плетца.
В России после революции 1917 г. идеи сознательного конструирования генома человека были весьма популярны. Выдающийся биолог Н. К. Кольцов занимался работой по активной регуляции — управлению размножением человека. Тема его доклада на первом заседании Русского евгенического общества (20 октября 1921 г.) «Улучшение человеческой породы». С 1922 по 1930 г. было издано семь томов «Русского Евгенического журнала».
С точки зрения современной науки, евгеника — это учение о наследственном здоровье человека, путях улучшения его наследственных свойств, возможных методах влияния на эволюцию человечества в целях совершенствования его природы, а также о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим потомкам.
В настоящее время различают негативную и позитивную евгенику.
Негативная евгеника — это стремление уменьшить воспроизводство тех, кого можно считать умственно или физически несовершенными путем устранения дефектных генов через удаление из популяции потенциальных носителей таких генов.
XX в. был богат не только идеями, но и разработкой методов негативной евгеники, к которым относились сегрегация, стерилизация и эвтаназия неполноценных.
Сегрегации — это изоляция в специальных колониях с полным разделением полов слабоумных, эпилептиков, физически и нравственно пораженных лиц. То же самое предполагалось для пьяниц, «привычных преступников», профессиональных нищих и всех, кто отказывается от работы. Стерилизация рассматривалась как гуманная и действенная мера для лиц, уклоняющихся от сегрегации. Дискуссия о допустимости стерилизации перешла в практическую плоскость в начале XX в. В это же время были разработаны подходы к отбору лиц для эвтаназии неполноценных.
Программы расовой гигиены были разработаны в Норвегии (1908 г.), Англии («Программа практической евгенической политики», 1925 г.), Швеции («Шведская программа стерилизации», 1922 г.). В Германии идеи евгеники использовались нацизмом так, что фактически стали основанием проведения массовых акций по уничтожению населения. «Общий итог проведения расово-гигиенических мероприятий в Германии был следующим: от 300 ООО до 400 000 людей подверглись насильственной стерилизации на основе действия закона 1934 г. Около 100 000 пациентов психиатрических клиник были расстреляны или отравлены газом в рамках так называемой “акции Т4” (эвтаназии неполноценных), в том числе тысячи детей. После официального завершения акции в 1942 г. до конца войны еще 120 000 пациентов было уморено голодом, поскольку им как “малоценным” жизням было отказано в питании. Около шести миллионов евреев и цыган были расстреляны, отравлены газом или заморены тяжелой работой в лагерях смерти».
В конце XX в. «опасения модификации», т.е. проблемы использования генных технологий для улучшения природы человека, сохраняются. В «Декларации о проекте “Геном человека”» (1992 г.) Всемирной медицинской ассоциации отдельным пунктом рассматривается «угроза использования генетической информации в немедицинских целях и угроза евгеники» и констатируется: «Концепция евгеники основывается на предположении о том, что гены имеют решающее значение в процессе формирования человека, а потому их распределение в популяции имеет решающее значение для изменения репродуктивного поведения. Согласно этой концепции, соображения общественного блага оправдывают ограничение свободы индивида. Обладание информацией ставит проблему и ее использования. До сих пор существуют опасения по поводу существования одобренных правительствами программ “улучшения расы” и использования медицинских технологий в немедицинских целях».
В настоящее время методы генетической диагностики позволяют получить информацию о наличии различных аномалий в геноме и предотвратить рождение детей с аномальной наследственностью. Для этого потенциальные родители или предохраняются от беременности, или прибегают к технологиям искусственного оплодотворения донорскими клетками, или отказываются от рождения своего ребенка. Одно из современных средств негативной евгеники — это евгенические аборты, т.е. отбор здоровых индивидов в противоположность нездоровым посредством абортирования зародышей, которые носят дефектные гены. Идеология евгенических абортов опирается на отрицательное (эмоциональное и экономическое) отношение в семье и обществе к ребенку с генетическим заболеванием. Селекция половых клеток и эмбрионов по различным признакам, прежде всего, но наличию аномалий в геноме является элементом генетических и репродуктивных технологий и осуществляется в ходе генетической диагностики. Разнообразные методы медико-генетической диагностики оказываются своеобразной формой реализации евгенических идей и, в конечном счете, влияют на качественные характеристики генофонда общества.
Позитивная евгеника меняет вектор манипуляций и ставит своей целью увеличение воспроизводства индивидов с признаками, которые могут считаться ценными для общества. Позитивная евгеника пытается решить задачу выявления и стимулирования тех генов, которые ответственны за улучшение породы человека, за хорошее физическое развитие, за биологическую приспособляемость, за высокий интеллект и положительные личностные качества. Несмотря на генетические основания, сегодня уже очевидно, что интеллект и уровень его развития зависят также и от социальных условий и окружающей среды.
Воспроизводство людей, в наибольшей степени имеющих какие-либо ценные для общества качества, требует обеспечить для них ряд преимуществ (например финансовых).
Позитивная евгеника может достигать своих целей двумя путями. Во-первых, путем отбора и дальнейшего использования для репродукции половых клеток и эмбрионов людей, имеющих нужные качества. Во-вторых, созданием в обществе условий для воспроизводства «наиболее ценных» его представителей. Социально-политическая история свидетельствует, что у людей, проявивших себя в какой-либо общественнополезной деятельности (научной, политической, экономической, духовной, спортивной, военной и т.д.), в подавляющем большинстве случаев условия жизни лучше, чем у остальных граждан государства. Создание благоприятных условий для жизни и естественной репродукции наиболее ценных в каком-либо отношении людей ставит и обостряет вопросы социальной справедливости, равенства прав и достоинств личности, дестабилизируя жизнь общества.
Трансгуманизм как евгенический информационно-культурный проект
В связи с мощным развитием генных технологий все более популярными становятся идеи о возможности преобразования человеком своей природы, идеи о перспективах выхода человека за собственные пределы и достижения человечеством такого этапа развития, как «постчеловечество».
Особую роль в популяризации данных идей играет международное и междисциплинарное движение «трансгуманизм», активно распространяемое по всему миру. Согласно идеологам трансгуманизма, человек будущего — постчеловек — будет радикально отличаться от современного, будет обладать сверхразумом и новой телесностью. Термин «транс- гуманизм» был предложен биологом Джулианом Хаксли (основателем ЮНЕСКО) в 1957 г. Приставка «транс», имеющая значение «лежащий за пределами чего-либо», в данном случае обозначает выходящий за пределы гуманизма. Макс Мор (американский философ-футурист, основатель Института экстропии) определяет трансгуманизм как интеллектуальное и культурное общественное движение, которое поддерживает стремление к целенаправленному фундаментальному расширению человеческих возможностей, особенно за счет развития и распространения биомедицинских технологий, обеспечивающих значительное усиление человеческих способностей (интеллектуальных, физических и психологических), позволяющих избежать старения, болезней и обрести качественно новые возможности. К таким технологиям относятся: генная инженерия, робототехники, нанотехнологии, когнитивные технологии изменения человеческих способностей, информационные технологии формирования потребностей человека, биотехнологии, укрепляющие здоровье и увеличивающие продолжительность жизни, позволяющие осознанно трансформировать параметры человеческого организма, целенаправленно изменять их.
Позиция трансгуманизма сводится к отрицанию подлинной сущности человека и замене ее биотехническими характеристиками. В перспективе человеческие свойства и качества — болезни, старческие немощи, недостаточный объем памяти, ограниченность выносливости, физических и интеллектуальных способностей — будут преодолены, что преобразит сущность человека до неузнаваемости.
Многими исследователями трансгуманизм может быть оценен как очередной утопический проект. Тем не менее, нельзя не отметить, что процесс смены утопических проектов недавнего прошлого на практическую реальность сегодняшнего дня происходит на наших глазах. Еще в 1932 г. О. Хаксли в романе-антиутопии «О дивный новый мир» показал общество будущего, которое базируется на новых принципах искусственного размножения. Но уже в конце XX в. методы искусственного оплодотворения становятся реальностью практического здравоохранения. В антиутопии Хаксли общество практически покончило с дискомфортом, болыо и стрессом, благодаря употреблению наркотического препарата, обеспечивающего состояние счастья и удовлетворения. В 1995 г. британский философ-утилитарист Дэвид Пирс, соучредитель Всемирной Трансгуманистической Ассоциации, создает компанию BLTC Research (Better Living Through Chemistry), одна из задач которой — расширение воздействия па мозг человека с помощью препаратов психофармакологии.
О каких социально значимых тенденциях свидетельствуют установки трансгуманизма на улучшение интеллектуальных и психических способностей? Одна из тенденций — внедрение в общество евгенической идеологии и обоснование инновационных прорывов к преобразованию природы человека и формированию человека будущего. Трансгуманисты считают, что человек сначала превратится в трансчеловека (переходного человека), использующего все имеющиеся возможности для самоулучшения. Признаки трансчеловечности, по их мнению, — это улучшение тела имплантатами, искусственное размножение, психологическое конструирование, т.е. целенаправленный выбор личностных черт (распределенная индивидуальность). В будущем на место транслюдей придут постлюди. Постчеловек — это потомок человека, модифицированный до такой степени, что уже не является человеком.
Для появления такого человеческого существа требуется кардинальное изменение человека. Обеспечить возможность появления постчеловека призвана генетика с опорой на манипуляции с отдельными генами или с геномом в целом. Проекты столь глубочайшего вмешательства в органическую и психическую структуру человека не могут не волновать специалистов. Так, Д. Палмер пишет: «Мы находимся па грани глубочайшего, наиболее обширного вмешательства в настройку нашей психики и органики, которое когда-либо предпринималось. Эти вмешательства являются настолько проникающими и всеохватывающими, что самые экстенсивные из нынешних химических и хирургических методов лечения покажутся по сравнению с ними всего лишь косметическими изменениями. Принимая во внимание случайности личного онтогенеза, наш организм и поведение можно в итоге свести к трем миллиардам парных нуклеотидных оснований, которые составляют наш геном. Способность непосредственно влиять на этот геном представляет собой наиболее значимую технологическую инновацию, которую когда-либо осуществлял наш вид».
Не умаляя значения генной инженерии для лечения наследственных болезней человека, следует с особым вниманием отнестись к проблеме возможного изменения генома его потомков. Феномен подавления экспрессии генов в присутствии определенных коротких фрагментов РНК (РНК- интерференция) был открыт Э. Файером и К. Мелло, которые получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 2006 г. Это открытие связано с выявлением генетических механизмов, позволяющих выключать функционирование любых генов человеческого генома. Биомедицинские технологии, базирующиеся на РНК-интерференции, создают возможность изменять молекулу ДНК, генокод, генотип, телесность и нейросистему, делая их «редакторами» биологической судьбы человека. Многие исследователи полагают, что при помощи генной инженерии можно будет получать потомков с улучшенными внешностью, умственными и физическими способностями, характером и поведением. Такие радикальные возможности модификации генетики человека приводят к серьезным этическим вопросам. ср. Фукуяма отмечает: «Сегодня мы стоим перед этическим выбором, касающимся тайны генетической информации, правильного использования медицинских препаратов, исследований на человеческих эмбрионах и клонировании человека. Однако вскоре нам придется иметь дело с вопросами о селекции эмбрионов и о степени, до которой все медицинские технологии можно использовать для усовершенствования человека…»
Для трансгуманизма типично убеждение, что «биологическая форма жизни это лишь одна из ступеней развития, которая вот-вот сменится…» Трасгуманисты убеждены, что душа с ее эмоциями, страстями, интуицией, волей и способностью к сопереживанию должна быть у постлюдей трансформирована в сверхразум, лишенный этих «слабостей». Люди превратятся в совершенные организмы, малочувствительные к радостям и страданиям. Неизбежность старения, ограниченность человеческого интеллекта, невозможность выбора собственной психологии, боль, надежды, страхи, радости и смыслы — все эти человеческие проявления необходимо демонтировать. Человек, согласно трансгуманистам, уходит в прошлое как биовид и переходит в будущее как техновид и бессмертный постчеловек.
Почему же в обществе возникают и существуют такие информационнокультурные проекты? Во-иервых, безусловно, в результате достижений информационных технологий и биомедицинских исследований, прежде всего в области генетики человека, нейрофизиологии, нейрофармакологии, когнитивных наук. Во-вторых, из-за принципиальных сдвигов на социокультурном уровне. Речь идет о реалиях мировоззренческого плюрализма и расширении перечня прав человека.
Междисциплинарное мировоззрение «трансгуманизм» вводит повое право — право человека на изменение своей биологической природы. В Декларации трансгуманизма четко фиксируется: «Трансгуманисты отстаивают право тех, кто желает использовать технологии для расширения своих умственных и физических (включая репродуктивные) способностей и усиления контроля над собственной жизнью. Мы стремимся к личностному росту за гранью наших нынешних биологических пределов».
В условиях мировоззренческого плюрализма будущее человечества оказывается неопределенным и зависящим от представлений людей, решений и действий, предпринимаемых в обществе. На повестке дня сегодня решение вопроса о том, является ли трансгуманизм некой новой формой гуманизма или он должен быть критически оценен как форма отрицания гуманизма и выражения замаскированного презрения к человеку. Тем более, что подобные формы презрения к «человеческому, слишком человеческому» (Ф. Ницше) уже известны человеческой истории и не только в виде информационно-культурных проектов и философских конструкций, но в виде связанных с ними деспотических политических режимов.