Р. Д. Аллен НАУКА О ЖИЗНИ. ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ. Москва, Просвещение, 1981
Robеrt Dау Allen THE SCIENCE OF LIFE Dartmouth College and Contributors
- Предисловие
- Глава 1. Развитие от клетки до организма
- 1. Бесполое размножение
- 2. Половое размножение
- 3. Половое размножение и развитие растений
- 4. Половое размножение и развитие животных
- 5. Принципы и механизмы процессов развития
- Глава 2. Организмы. Биологическое развитие
- 6. Биосистематика. Интерпретация происхождения и взаимосвязи живых существ
- 7. Одноклеточные организмы. Моnеrа и Protista
- 8. Грибы и высшие водоросли
- 9. Высшие растения и их ткани
- 10. Физиология высших растений
- 11. Животные и их поведение. Бесполостные
- 12. Псевдоцеломные животные
- 13. Кольчатые черви
- 14. Моллюски
- 15. Членистоногие
- 16. Иглокожие
- 17. Хордовые
- 18. Поведение организмов
- Глава 3. Эволюция
- 19. Эволюция произошла
- 20. Теория эволюции путем естественного отбора
- 21. Роль мутации в эволюции
- 22. Адаптация — основной итог эволюции
- 23. Видообразование
- Глава 4. Экология
- 24. Планета Земля
- 25. Поток энергии и круговорот веществ
- 26. Время и изменения экосистем
- 27. Влияние человека на биосферу
Предисловие
Бурный прогресс биологии, свидетелями которого мы являемся, привлекает внимание людей самых разных специальностей. Это обусловлено тем, что именно от биологии человечество ждет решения многих важнейших проблем, связанных с сохранением окружающей среды, питанием и здоровьем людей.
Как и в любой другой науке, в биологии происходит довольно быстрая смена главных направлений исследований, привлекающих внимание ученых. Иногда успехи в анализе отдельных явлений дают толчок к интенсивному изучению и попыткам объяснения многих биологических процессов, в других случаях перспективные области разрабатываются долгие годы, постоянно давая новые знания. В настоящее время биологические исследования характеризуются особым вниманием к вопросам молекулярной биологии и, вместе с тем, возрождением интереса к более общим проблемам, в частности, проблемам роста и развития организмов; принципам построения клеток, организмов и популяций; проблемам эволюции и глобальной экологии.
Развитие биологии характеризуется высокой специализацией составляющих ее дисциплин и одновременно более тесным их взаимодействием. Современная биология активнее контактирует с широким кругом смежных наук, которые привлекаются к решению сложных синтетических по своей природе проблем человека, биосферы, взаимоотношения общества и природы. В результате происходит интенсивное обогащение биологии фактическим материалом, новыми теориями и обобщениями. Все это значительно усложняет и одновременно повышает роль преподавания биологии в средней школе, которое призвано дать необходимые биологические знания каждому вступающему в жизнь человеку, сформировать у него диалектическое мировоззрение, воспитать чуткого хозяина природы. Не менее важно, чтобы постоянное совершенствование биологического образования способствовало подготовке будущих исследователей к правильному пониманию новых представлений на фоне устоявшихся знаний. Немалую роль в решении таких задач может сыграть хорошо написанная и постоянно обновляемая специальная литература, адресованная учителям.
Предлагаемые читателям четыре главы из книги Роберта Дэй Аллена «Наука о жизни» представляют собой достаточно популярное и вместе с тем информационно насыщенное пособие, в котором освещаются сложные для усвоения учащимися биологические дисциплины: основы биологии развития, классификация и эволюция живых организмов, экология. Обширный фактический материал рассматривается в ней* на многочисленных примерах живо и интересно. Книга снабжена большим количеством оригинальных фотографий, рисунков и схем, которые значительно облегчают усвоение более сложных или лаконично изложенных биологических процессов и понятий. Во всех разделах книги содержатся примеры экспериментальных исследований, дающих представление о применяемых в биологии методах получения научных фактов. Главы каждого раздела начинаются с «Ключевых вопросов», которые затем рассматриваются в тексте. Каждая глава разделена на подглавы, начинающиеся с краткого обобщения рассматриваемого вопроса. Такая форма изложения, несомненно, поможет учителю не только разнообразить изложение материала, варьировать примеры, но и подчеркнуть дискуссионность некоторых положений, указать на не решенные еще вопросы.
Следует учесть, что излагаемая в книге классификация организмов не всегда совпадает с принятой в нашей научной литературе.
Книга Роберта Дэй Аллена будет полезным дополнительным пособием для научно-теоретической подготовки преподавателей биологии средней школы.