1. Что такое условия труда?
+ совокупность факторов, от которых зависит работоспособность человека
+ совокупность факторов, от которых зависит здоровье человека
— совокупность факторов, от которых не зависит работоспособность человека
— совокупность факторов, от которых зависит здоровье человека
2. Какие группы факторов, влияющие на работоспособность и здоровье человека вам известны?
+ санитарно-гигиенические
+ психо-физиологические
— социально-экономические
— эстетические
3. Какие факторы относят к психо-физиологическим?
+ режимы труда и отдыха
+ тяжесть и напряжённость труда
+ рабочая поза
+ степень риска
+ принятие решения
+ нагрузка на мышцы и ЦНС
+ интенсивность информационной нагрузки мозга
4. Какие социально-экономические факторы влияют на работоспособность и здоровье человека?
+ социальная защищенность
+ заработная плата
+ покупательная способность
+ длительность отпуска
+ обеспеченность школами, детскими садами
5. Какие виды труда выделяют?
+ умственный труд
+ физический труд
6. Какие виды работы выделяют при физическом труде?
+ динамическая
+ статическая
— психологическая
— эволюционная
7. Какие компоненты включает умственная работа?
+ мыслительный
+ эмоциональный
— неспецифический
— видовой
— специфический
8. Какие виды деятельности включает мыслительный компонент умственной работы?
+ решение математических задач
+ принятие решения
+ анализ производственной ситуации
+ концентрация внимания
+ работа за пультом управления
9. Тяжесть и напряженность труда различают для:
+ регламентации режимов труда и отдыха
+ организации производства
+ назначение льгот и компенсаций
+ организации оздоровительных мероприятий
10. Сколько груш выделяют при оценке тяжести труда?
— 1-2
+ 4-6
— 7-8
— 840
11. Сколько групп выделяют при оценки напряженности труда?
-1-2
+ 4-6
-7-8
— 8-10
12. Какими факторами определяется тяжесть труда?
+ энергетические затраты организма
+ мощность внешней работы
+ рабочая поза и характер рабочих движений
+ масса груза
+ плотность загруженности рабочего дня
+ напряжение физиологических функций организма
13. На какие группы подразделяется труд по тяжести?
+ легкий
+ средний
+ тяжелый
+ очень тяжелый
14. На какие системы органов отражает нагрузку напряженность труда?
+ центральная нервная система
— периферическая нервная система
+ органы чувств
+ высшая нервная деятельность
— низшая нервная деятельность
+ психическая деятельность
15. На какие группы подразделяется труд по напряженности?
+ ненапряженный
+ малонапряженный
+ напряженный
+ очень напряженный
16. Чем характеризуется напряженность труда?
+ объем воспринимаемой информации
— физические усилия
— масса груза
— режим труда и отдыха
— перерывы
17. Чем определяется напряженность труда?
+ степень напряжения внимания
— степень физической нагрузки
+ плотность поступающих сигналов
+ эмоциональное напряжение
+ состояние органов чувств
18. Как оценивается труд студентов по тяжести?
+ легкий
— средней тяжести
— тяжелый
— очень тяжелый
19. Как оценивается труд студентов по напряженности?
— ненапряженный
— малонапряженный
+ напряженный
+ очень напряженный
20. Что такое работоспособность?
+ способность человека производить физическую работу в течение определенного отрезка времени
+ способность человека производить умственную работу в течение определенного отрезка времени
21. Какие виды работоспособности известны?
+ физическая
— эмоциональная
+ умственная
— психогенная
22. Какие виды работоспособности известны?
+ внутрисменная
+ суточная
+ месячная
+ годовая
+ многолетняя
23. От каких факторов зависит работоспособность?
+ физическое развитие
+ умственное развитие
+ тренированность организма
+ адаптация к физическому и умственному труду
+ условия труда
+ состояние здоровья
24. От каких факторов зависит умственная работоспособность?
+ напряженность функционирования сенсорных систем
+ состояние внимания
+ состояние памяти
+ состояние мышления
+ выраженность эмоций
25. Какие методы оценки физической работоспособности известны?
+ проба Мастера (степ-тест)
+ велоэргометрия
+ проба Летунова (приседание)
— оксигемометрия
— электроэнцефалография
26. Какие методы позволяют оценить динамику работоспособности?
+ оценка ЦНС, ВНД и психических процессов
+ оценка состояния нервно-мышечной системы
+ оценка сердечно-сосудистой и дыхательной и системы крови
+ оценка динамики технико-экономических показателей
+ метод САН (самочувствие, активность, настроение)
27. Что характеризует утомление?
+ снижение работоспособности
— повышение работоспособности
— работоспособность не изменяется
28. Какие признаки утомления известны?
+ расстройство внимания
+ расстройство органов чувств
+ нарушения двигательных реакций
+ изменения высшей нервной деятельности
29. Какие изменения в высшей нервной деятельности отмечаются при утомлении?
+ ослабление памяти
+ снижение мышления
+ ослабление вши
— усиление воли
+ снижение выдержки и самоконтроля
— повышение выдержки и самоконтроля
30. Какие стадии утомления учитывает психофизиологическая классификация?
+ небольшое чувство усталости
+ значительное чувство усталости
+ острое переутомление
31. Какие теории утомления известны?
+ гуморально-локалистические
+ центрально-нервные
— мотивационные
— эмоциональные
— психические
32. Какие виды утомления известны в зависимости от скорости развития?
+ первичное
+ вторичное
— нервное
— гуморальное
— механическое
33. Какие тины утомления известны в зависимости от вида труда?
+ умственное
+ физическое
— установочное
— дифференцировочное
34. Какие тины утомления различают по времени возникновения?
+ острое
+ хроническое
— дифференцировочное
— запаздывающее
— установочное
35. Чем обусловлено хроническое утомление?
+ снижением производительности труда
+ увеличением заболеваемости
+ снижением квалификации
+ снижением умственной работоспособности
+ изменением работы сердечно-сосудистой системы
36. Какие меры относятся к профилактике утомления?
+ активный отдых
+ пассивный отдых
+ увеличение пауз между операциями
+ использование функциональной музыки
+ дыхательная гимнастика
+ аутотренинг
+ фармакологические препараты (витамин С, элеутерококк, женьшень).
37. Какие группы работников умственного труда выделяют?
+ операторский труд
+ управленческий труд
+ труд медицинских работников
+ творческий труд
+ труд учащихся и студентов
38. Каковы факторы риска заболеваемости сердечнососудистой системы у работников умственного труда?
+ повышенная нервно-эмоциональная напряженность
+ малоподвижный образ жизни
+ избыточная масса тела
+ курение
+ наследственная предрасположенность
39. Какие факторы трудового процесса приводят к развитию нервного напряжения?
+ большей объем информации
+ дефицит времени
+ часто переключение внимания
+ повышенная ответственность за принятые решения
+ возможность аварий
+ работа в ночное время
40. Какие отделы головного мозга принимают участие в процессе умственного труда?
+ кора больших полушарий
+ подкорковые образования
+ лимбическая система
41. Какие полушария функционируют при умственной деятельности?
+ правое полушарие
+ левое полушарие
42. Какие факторы трудового процесса приводят к развитию утомления?
+ дефицит времени
+ плохая освещенность
+ высокая ответственность
— хорошая освещенность
— большой отрезок времени
43. Какие изменения в организме характеризуют зрительное напряжение?
+ изменение аккомодации и рефракции глаза
+ снижение контрастной чувствительности
+ уменьшение устойчивости цветового зрения
+ снижение остроты зрения
+ уменьшение границ полой зрения
+ уменьшение скорости восприятия ж переработки информации
44. Каковы меры профилактики зрительного переутомления?
+ устранение слепящих поверхностей
+ устранение световых и цветовых контрастов
+ профессиональный отбор
45. Какие мероприятия включает режим труда и отдыха для профилактики зрительного перенапряжения?
+ распорядок и продолжительность рабочего дня
+ регламентированные перерывы в работе
+ сеансы расслабления
+ выполнение упражнений для глаз
+ организация активного отдыха
46. Каковы особенности утомления при умственном труде?
+ чувство слабости
+ расстройство внимания
+ снижение памяти и мышления
+ сонливость
+ ослабление воли
+ нарушение координации движений
47. Каковы рекомендации для повышения качества умственного труда?
+ высокий профессиональный уровень + ритмичность работы + перерывы на отдых
+ умеренный и постоянный уровень производственной нагрузки 4 выполнение физических упражнений
48. Что характерно для начинающегося умственного переутомления?
— значительное снижение трудоспособности
+ незначительное снижение трудоспособности
+ временное снижение интереса к работе
— постоянное снижение интереса к работе
+ расстройство сна
— сон не нарушен
49.Что характерно для легкого умственного переутомления?
+ выраженное снижение трудоспособности
— незначительное снижение трудоспособности
+ временное неустойчивое настроение
— постоянное неустойчивое настроение
+ снижение умственной работоспособности
+ нарушение сна
50. Что характерно для выраженного умственного переутомления?
+ выраженное снижение трудоспособности
+ раздражительность
+ сонливость днем
+ снижение умственной работоспособности
51. Что характерно для тяжелого переутомления при умственном труде?
+ резко выраженное снижение трудоспособности
+ резкая раздражительность
+ бессонница
+ ослабление внимания
52. К каким изменениям в организме приводит эмоциональное возбуждение при умственном труде?
+ стимуляция энергетических процессов
+ повышение возбудимости нервной системы
+ стимуляция минерального обмена
+ повышение артериального давления
+ увеличение частоты сердечных сокращений
53. Какие факторы оказывают влияние на здоровье работников умственного труда?
+ переедание
+ малоподвижный образ жизни
+ избыточная масса тела
+ недостаточность двигательных рефлексов
54. Какие продукты необходимо использовать в суточном рационе работников умственного труда?
+ сыры
+ рыба
+ куриное мясо
+ творог
55. Какие витамины необходимо использовать в суточном рационе работников умственного труда?
+ В2
+ В6
— А
+ С
+ Р
+ РР
+ Е
56. Какие витамины обладают противосклеротическим действием?
+ холин
+ F
+ инозит
+ фолиевая кислота
+ В12
57. Какое питание является наиболее рациональным при умственном труде?
+ 4-разовое
— 2-разовое
— 3-разовое
58. Промежутки между приемами пищи при умственном труде не должны превышать:
— 1-2 часа
— 2-3 часа
+ 4-5 часов
— 6-7 часов
59. Память — это:
+ способность мозга хранить информацию
+ способность мозга закреплять информацию
+ способность мозга использовать информацию
60. Какие донервные механизмы памяти известны?
+ генетическая память
+ эпигенетическая память
+ иммунологическая память
— нервная память
61. Какие виды памяти выделяют по психо-физиологической классификации?
+ зрительная
+ слуховая
+ моторная
— краткосрочная
— долгосрочная
62. Какие виды памяти выделяют по организации материала?
— краткосрочная
— долгосрочная
+ механическая
+ словесно-логическая
63. Какие виды памяти выделяют по длительности хранения информации?
+ краткосрочная
+ долгосрочная
— механическая
— словесно-логическая
64. Какие виды памяти выделяют по происхождению?
+ врожденная
+ приобретенная
— первичная
— вторичная
— краткосрочная
— долгосрочная
65. На какие виды подразделяется краткосрочная намять?
+ сенсорная
+ первичная
— вторичная
— третичная
66. На какие виды подразделяется долгосрочная память?
— сенсорная
— первичная
+ вторичная
+ третичная
67. Что характерно для сенсорной памяти?
+ длительность менее секунды
— длительность более секунды
— забывания не происходит
— забывание при замене старой информации на новую
+ забывание путем стирания или разрушения
68. Что характерно для первичной памяти?
— длительность менее секунды
+ длительность несколько секунд
— забывания не происходит
+ забывание при замене старой информации на новую
— забывание путем стирания или разрушения
69. Что характерно для третичной памяти?
— длительность менее секунды
+ длительность постоянная
+ забывания не происходит
— забывание при замене старой информации на новую
— забывание путем стирания или разрушения
70. Что характерно для вторичной памяти?
— длительность менее секунды
+ длительность минуты, годы
— забывание при длительном неиспользовании
— забывание при замете старой информации на новую
— забывание путем стирания жиж разрушения
71. Какие стадии выделяют в процессе запоминания?
+ электрическая
+ консолидации
+ формирование энграмм
72. Какой основной физиологический механизм лежит в основе краткосрочной памяти?
+ реверберация (циркуляция импульсов по замкнутым нейронным цепям)
— сегментация
— инсоляция
73. Какие гипотезы формирования энграмм известны?
+ синаптическая
+ глиальная
+ биохимическая
— механическая
— дистанционная
74. Какие свойства памяти известны?
+ объем
+ быстрота
+ точность
+ длительность
75. Каковы формы воспроизведения информации?
+ узнавание
+ воспоминание
+ припоминание
+ зрительная память (эйдетизм)
76. Какие типы воспроизведения информации известны?
+ произвольное
+ непроизвольное
— подражательное
— рефлекторное
77. Эффективность произвольной памяти зависит от:
+ цели запоминания
+ приемы заучивания
— частота сердечных сокращений
— артериальное давление
78. Приемы заучивания бывают:
+ механическое дословное многократное повторение
+ логический пересказ
+ образные приемы запоминания
+ мнемотехнические приемы запоминания
79. Какие операции процесса мышления известны?
+ анализ
+ синтез
+ сравнение
+ абстрагирование
+ обобщение
+ конкретизация
80. Каковы особенности процесса мышления?
— непосредственный характер
+ опосредованный характер
+ построение словесно-логических форм
+ связь с практикой
+ отражает связи между предметами
81. Каковы формы процесса мышления?
+ понятие
+ суждение
+ умозаключение
— определение
— действие
82. Какие выделяют виды мышления?
+ наглядно-действенное
+ наглядно-образное
+ абстрактно-логическое
— теоретическое
— видовое
— специфичное
83. Какие существуют параметры мышления?
+ целенаправленность
+ стройность
+ продуктивность
+ темп мышления
84. Каковы функции внимания?
+ отбор значимых воздействий
+ удержание
+ контроль
85. Каковы свойства внимания?
+ концентрация внимания
+ распределение внимания
+ устойчивость внимания
+ отвлекаемость
+ переключение внимания
86. Каковы виды внимания?
+ произвольное
+ непроизвольное
+ послепроизвольное
87. Что лежит в основе профессиональных навыков?
— инстинкт
— безусловный рефлекс
+ динамический стереотип
88. Динамический стереотип характеризуется:
— жесткость программы
— не способен перестраиваться
+ способность к изменению
— зависимость от гормональных факторов
+ независимость от гормональных факторов
89. Какие черты характеризуют динамический стереотип?
+ цепной характер ответной реакции
+ способность к перестройке
+ независимость от гормональных факторов
+ приобретается в процессе жизни
+ пластичность программы
90. Что такое динамический стереотип?
+ навыки
+ привычки
— инстинкты
— потребности
— мотивации