3.2.Управление фармацевтической службой на различных уровнях
Управление и экономика фармации Лоскутова Е.Е. ТОМ 1
Государственную политику в области здравоохранения определяют законодательные органы России. В частности, в Государственной Думе есть Комитет по охране здоровья, в котором организован Подкомитет по вопросам обращения лекарственных средств, медико-социальному страхованию и медицинской промышленности.
В его задачи входит разработка нормативных правовых документов в области обращения ЛС (законов, постановлений и др.). Для реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан России существует исполнительная власть, основным органом которой является Правительство России. В его структуру входит Минздравсоцразвития России, осуществляющее управление всеми системами здравоохранения.
Системы здравоохранения.
Система здравоохранения — совокупность организаций, учреждений, предприятий, ассоциаций, научных обществ, специалистов и иных хозяйствующих субъектов, вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы деятельности, деятельность которых связана с производством, обеспечением, контролем качества, реализацией ЛС, медицинской техники, медицинских услуг, проведением работ по предупреждению заболеваний, организацией и управлением процессами и финансами в сфере охраны здоровья граждан, образованием медицинских работников на додипломном и последипломном уровне (ОСТ 91500.01.0001—2000).
В настоящее время в России в зависимости от вида собственности и подчиненности существуют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.
К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.
В эту систему входят:
- медицинские организации, в том числе ЛПУ;
- фармацевтические предприятия и организации;
- аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К муниципальной системе здравоохранения могут относиться муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.
В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.
В России существует централизованная система управления здравоохранением на уровне федеральных органов управления, которая призвана решать важные государственные проблемы, например такие, как создание государственного резерва ЛС, реализации государственных программ по борьбе с некоторыми заболеваниями. Децентрализованная система управления здравоохранением связана с решением проблем здравоохранения и фармацевтической службы на уровне территориальных органов власти.
Фармацевтическая отрасль является одной из отраслей системы здравоохранения (наряду с лечебно-профилактической, охраной здоровья материнства и детства, санитарно-протовоэпидемической, медицинского образования и науки, санаторно-курортного дела, патологоанатомической, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, обязательного медицинского страхования).
Организации, представляющие фармацевтическую отрасль, относятся к важным субъектам фармацевтического рынка и могут быть государственными, муниципальными и частными. Напомним, что в настоящее время значительную долю оптовых и розничных аптечных организаций составляют частные фармацевтические фирмы.
Управление фармацевтической службой, как и всей системой здравоохранения, осуществляется на общегосударственном уровне и на уровне территорий и отдельных организаций.
Поэтому можно выделить следующие уровни управления здравоохранением и фармацевтической службой: стратегический (федеральный и субъектов Федерации); тактический (местных органов власти); оперативный (отдельных организаций, предприятий и учреждений).
Стратегический уровень управления здравоохранением. В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к вёдению России относятся:
- принятие и изменение федеральных законов и контроль за и», исполнением;
- зашита прав и свобод человека и гражданина; установление основ федеральной государственной политики и разработка и реализация федеральных программ;
- обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской промышленности; утверждение стандартов, технических условий; сертификация и оценка соответствия ЛС; установление единой федеральной системы статистического учета;
- разработка единых критериев и программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей, установление льгот;
- установление стандартов качества медицинской помощи, разработка и утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования;
- установление порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;
- установление порядка создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам этики;
- координация научных исследований; международное сотрудничество и др.
Органом исполнительной власти на федеральном уровне после административной реформы (2004 г.) стало Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России, положение утверждено 30 июня 2004 г. № 321), сферой деятельности которого являются здравоохранение, социальное развитие, труд и защита прав потребителей. Министерство осуществляет функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в пределах своей компетенции, а также координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении организаций.
Минздравсоцразвития России выполняет полномочия, которые относятся к сфере обращения лекарственных средств.
1. Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства.
2. Самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
- положения о территориальных органах федеральных служб и федеральных агентств;
- квалификационные требования к работникам и номенклатура специальностей;
- виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;
- виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
- порядок применения новых методов диагностики и лечения; порядок проведения биомедицинского исследования;
- порядок допуска лиц, не имеющих законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием;
- порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий;
- порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек;
- акты по вопросам, связанным с обращением лекарственных
- средств;
- порядок фармацевтической деятельности; предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, в отношении которых могут исключаться некоторые меры контроля;
- перечни должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам;
- порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам;
- максимальные сроки назначения конкретных наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также количество наркотических средств или психотропных веществ, которое может быть выписано в одном рецепте;
- форма бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядок их регистрации, учета, хранения, правил оформления;
- порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях;
- порядок создания специальных комиссий для осуществления контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения;
- перечень наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарии;
- порядок применения ЛС, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, в том числе используемых за рубежом, не разрешенных к применению, но находящихся на рассмотрении в установленном порядке;
- порядок отпуска гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики;
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
- размеры тарифных ставок и разряды оплаты труда Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы в зависимости от предъявляемых к работникам требований и (или) отнесения работ по их сложности к квалификационным группам;
- межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты;
- нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи;
- нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;
- перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов и другие документы.
3. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности.
4. Обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке.
5. В установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов России во Всемирной организации здравоохранения, в Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международной организации труда, Международной ассоциации инспекций труда, Детском фонде ООН, Фонде ООН в области народонаселения, Международной ассоциации социального обеспечения, Европейском центре по политике и исследованиям в области социального благосостояния, других международных организациях.
6. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В структуру Минздравсоцразвития России входят ряд департаментов: Департамент анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы; Департамент региональной политики по вопросам здравоохранения и социального развития; Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения; Департамент фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования и другие подразделения.
К ведению Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Положение утверждено приказом Минздравсоцразвития от 22.05.06 № 366) относятся вопросы развития и совершенствования законодательства России в сфере фармацевтической деятельности; обращения ЛС; предоставления мер социальной поддержки уязвимым категориям населения в части обеспечения Л С; защиты прав потребителей; обеспечения благополучия человека, включая профилакт тику инфекционных заболеваний и СПИДа; медицинской науки, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Департамент в пределах вопросов, отнесенных к его компетенции, осуществляет следующие функции:
- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;
- организует разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам фармацевтической деятельности и обращения ЛС и т.д.;
- организует работу по пересмотру номенклатуры ЛС, разрешенных к медицинскому применению, с целью своевременного внесения в нее новых и исключения устаревших препаратов;
- вносит предложения по совершенствованию проведения конкурсных торгов по закупке ЛС;
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам обращения ЛС, в том числе по вопросам производства, контроля качества, отпуска, торговли ЛС, изъятия из аптечной сети и уничтожения ЛС, государственной регистрации ЛС (в том числе ускоренной процедуры); установления предельно допустимого количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, в отношении которых могут исключаться некоторые меры контроля; определения должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам; определения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача; лекарственного обеспечения уязвимых категорий населения и др.;
- готовит предложения по вопросам изменения перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России и др.
- участвует в разработке порядка профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, порядка проведения квалификационных экзаменов и сертификации медицинских и фармацевтических работников, других специалистов отрасли;
- участвует в разработке мероприятий по совершенствованию системы высшего, среднего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в России в соответствии с потребностями отрасли и международными образовательными стандартами;
- совместно с Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию обеспечивает организационно-методическое руководство деятельности Всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию;
- организует и проводит совещания, конференции, семинары по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
- выполняет другие функции в пределах своей компетенции.
Для выполнения возложенных функций в Департаменте фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования созданы соответствующие отделы:
- нормативно-правового регулирования в сфере обращения ЛС,
- нормативно-правового регулирования мер социальной поддержки уязвимых категорий населения;
- методологии и планирования медицинского образования;
- координации научных исследований;
- по вопросам благополучия человека.
В ведении Минздравсоцразвития России находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор, Положение утверждено 30.06.04 № 323) выполняет функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет следующие полномочия в сфере обращения лекарственных средств: надзор за фармацевтической деятельностью; соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения;
- контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания;
- контроль за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования ЛС; производством, оборотом и порядком использования ИМН; проведением доклинических и клинических исследований ЛС, а также выполнением правил лабораторной и клинической практики; соблюдением стандартов качества медицинской помощи; организует проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности ЛСит.д.;
- выдает лицензии на осуществление медицинской, фармацевтической деятельности; деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи; производству Л С, за исключением ЛС для животных и кормовых добавок; деятельности по производству медицинской техники;
- выдает разрешения на применение новых медицинских технологий; ввоз ЛС (в части ЛС, применяемых в медицинских целях) на территорию России в установленном законодательством порядке; вывоз ЛС (в части ЛС, применяемых в медицинских целях) с территории России в установленном законодательством порядке; ввоз на территорию России незарегистрированных ЛС с целью проведения их клинических исследований; проведение клинических исследований ЛС; выдает заключения о соответствии организации производства ЛС требованиям законодательства России при лицензировании производства ЛС;
- регистрирует предельные отпускные цены на ЖНВЛС, ЛС и ИМН в установленном законодательством России порядке;
- ведет государственный реестр ЛС; государственный реестр цен на ЖНВЛС; перечень учреждений здравоохранения, имеющих право проводить клинические исследования ЛС;
- проводит аттестацию и сертификацию специалистов, занятых в сфере обращения ЛС;
- осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли ЛС и т.д.; реализует другие полномочия.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав, Положение утверждено 30.06.04 № 325) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию осуществляет следующие полномочия в области обращения ЛС:
- проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы для государственных нужд;
- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, полномочия собственника в отношении федерального имущества;
- организует деятельность по профессиональной переподготовке, повышению квалификации медицинских, санитарно-эпидемиологических и фармацевтических работников и др.;
- осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности по вопросам международной гуманитарной помощи; издание государственной фармакопеи; распределение в установленном порядке в отношении организаций, подведомственных Агентству, квоты на этиловый спирт, головную фракцию этилового спирта и спирт денатурированный;
- осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов;
- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
- обеспечивает формирование мобилизационных запасов и резервов в установленном порядке, а также мобилизационную подготовку центрального аппарата Агентства, контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке;
- организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Агентства;
- выполняет другие полномочия.
Управление здравоохранением и фармацевтической службой в субъектах Российской Федерации. В подчинении у Минздравсоцразвития России находятся органы управления здравоохранением республик, автономных округов и областей, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к компетенции органов управления здравоохранением территорий относятся те же виды деятельности, что и на федеральном уровне, но только в пределах конкретного субъекта Федерации.
В регионах органы управления здравоохранением имеют различные названия. Это может быть Министерство здравоохранения, Комитет по здравоохранению, Департамент охраны здоровья и т.п. Системе органов управления здравоохранением свойственно двойное подчинение. Это значит, что по общим вопросам деятельности органы управления здравоохранением подчиняются правительству территорий, а по вопросам здравоохранения — вышестоящему органу управления. Например, Минздрав Республики Татарстан с одной стороны подчиняется Правительству Татарии, а с другой — Минздравсоцразвития России.
В 1994—1996 гг. началась реорганизация структур органов управления фармацевтической службой в субъектах Федерации. Новые организационные структуры формировались по-разному, исходя из местных условий и взаимоотношений между органами власти и учреждениями здравоохранения. В результате к началу XXI в. большая часть органов управления фармацевтической деятельностью стала входить в состав территориальных органов управления здравоохранением. Меньшая часть органов управления фармацевтической деятельностью функционирует как самостоятельный орган при администрации субъектов Российской Федерации.
Отсутствие единства в органах управления фармацевтической службой субъектов Российской Федерации создает сложности в процессе создания цивилизованного рынка. Оценив существующее положение, Министерство здравоохранения Российской Федерации издало письмо № 2510/1358-02-32 от 11.02.02 «О сохранении самостоятельности органов управления фармацевтической службой субъектов Российской Федерации. В данном документе было отмечено, что время показало ошибочность недооценки государственной системы надзора за фармацевтической деятельностью, которая лишена правовой упорядоченности. По своей специфике фармацевтические организации относятся к социальной сфере, и их деятельность должна находиться под контролем государства.
Восстановление государственной системы надзора за фармацевтической службой России позволит применить все наработки, сохранить преемственность сформировавшихся традиций аптечной службы, опыта работы как на территории всей страны, так и в отдельных регионах, при различных экономических условиях развития регионов и взаимоотношений между предприятиями производителей, оптовой и розничной торговли. Для осуществления функций по контролю и надзору в сфере обращения ЛС в субъектах Российской Федерации в процессе реализации административной реформы с 2005 г. создаются Управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации, которые являются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.04 № 205). В частности указанным территориальным органам делегированы полномочия по надзору за фармацевтической деятельностью, контролю за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, оборотом и порядком использования ЛС, производством, оборотом и порядком использования ИМН, часть полномочий по лицензированию и др.
В функции органов управления фармацевтической деятельностью субъектов Российской Федерации входят:
- организация обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений ЛС, ИМН, МТ;
- обеспечение руководства и контроль за деятельностью аптечных учреждений (организаций) и оптовых предприятий;
- контроль за выполнением аптечными учреждениями (организациями) и предприятиями оптовой торговли нормативных и правовых актов по вопросам фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения;
- разработка инструктивных и методических указаний;
- организация информационной службы и издание методической и справочной литературы;
- контроль за соблюдением трудового законодательства, правил по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии;
- разработка мероприятий по улучшению условий труда фармацевтических работников;
- организация и проведение съездов, конференций и совещаний фармацевтических работников.
В настоящее время органы управления фармацевтической службой в субъектах Российской Федерации представлены в основном тремя моделями.
Модель 1. Самостоятельный орган управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (например, Фармацевтическое управление или Аптечное управление в структуре администрации области, края, рис. 3.3). В этом случае основные задачи этого органа следующие:
- координация деятельности всех предприятий, занимающихся фармацевтической деятельностью, с целью наиболее полного насыщения рынка ЛС и ИМН;
- проведение государственной политики в сфере развития фармацевтического дела;
- контроль за развитием и совершенствованием фармацевтической деятельности на территории;
- разработка мероприятий по удовлетворению потребности населения в ЛС и ИМН;
- контроль за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы фармдеятельности;
- контроль за работой государственных и муниципальных аптек;
- контроль за качеством ЛС;
- методическое руководство всеми участниками фармдеятельности;
- осуществление фармнадзора;
- контроль за деятельностью муниципальных управлений (комитетов) на территории;
- обеспечение необходимого ассортиментного набора ЛС и ИМН на фармацевтическом рынке;
- организация бесплатной и льготной лекарственной помощи;
- прогнозирование потребности для ЛПУ.
Модель 2. Специальная структура в составе органов управления здравоохранением территории: управление, комитет, департамент и т. п. (например, Комитет по фармации в Управлении здравоохранением администрации автономной области, рис. 3.4). У такой модели основные задачи следующие:
- реализация государственной политики по развитию фармацевтического дела в регионе;
- разработка концепции и программы организации лекарственной помощи населению;
- надзор за всеми видами фармацевтической деятельности аптечных учреждений всех форм собственности;
- реализация кадровой политики в области фармацевтической деятельности.
Модель 3. Государственное торгово-производственное предприятие, территориально-производственное предприятие и пр., объединяющее административный аппарат и аптечный склад (базу) с функциями управления (например, специализированное производственное предприятие «Фармация», рис. 3.5). В этом случае основные задачи органа управления здравоохранением следующие:
- организация централизованного снабжения ЛС и ИМН ЛПУ;
- организация лекарственного обеспечения населения;
- осуществление контроля за качеством ЛС;
- контроль за соблюдением фармацевтического порядка в аптечных организациях всех форм собственности;
- посредническая и торгово-закупочная деятельность.
Рис. 3.5. Региональная модель 3 управления фармацевтической службой
Тактический и оперативный уровни управления здравоохранением и фармацевтической службой. В процессе реформирования системы охраны здоровья происходит переориентация управления с преимущественно отраслевого к преимущественно территориальному. Кроме того, происходит перераспределение управленческих функций между различными уровнями управления, и при этом особая роль отводится муниципальным органам, представляющим тактический уровень управления, которому свойственны следующие функции:
- обеспечение доступности оказания гарантированного объема медико-социальной и лекарственной помощи;
- развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории;
- контроль качества оказания медикосоциальной и лекарственной помощи организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также частными предпринимателями;
- санитарно-гигиеническое образование населения.
Оперативное управление осуществляется на уровне фармацевтических организаций, занимающихся производством, оптовой и розничной продажей ЛС и ИМН. На оперативном уровне, кроме ведомственных органов управления, за субъектами фармацевтического рынка осуществляют контроль органы, наделенные правами государственного надзора и контроля:
- органы управления фармацевтической службой,
- лицензионные органы,
- центры по контролю качества и сертификации ЛС,
- государственная санитарно-эпидемиологическая служба,
- налоговая инспекция,
- государственная инспекция по охране труда,
- органы защиты прав потребителей,
- торговая инспекция,
- государственные органы внутренних дел,
- государственная противопожарная служба,
- гостехнадзор,
- государственная инспекция по безопасности дорожного движения,
- госэнергонадзор.
Эффективность деятельности фармацевтической службы в значительной степени зависит от оптимального соотношения централизованного руководства и самостоятельности различных субъектов фармацевтического рынка.