Основы валеологии и здорового образа жизни. Обучение населения

6.12. Основы валеологии и здорового образа жизни. Обучение населения

Управление и экономика фармации Лоскутова Е.Е. ТОМ 1

Основы здорового образа жизни.

По определению ВОЗ, здо­ровье — это состояние полного физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней или фи­зических дефектов.

Это определение подчеркивает первостепен­ную значимость социальных условий в формировании здоровья населения. На индивидуальное, групповое, общественное здо­ровье влияют условия труда и быта, образ жизни, обусловлен­ные социально-экономическими и политическими факторами, состоянием окружающей среды и систем служб здравоохране­ния, а также биологическими, психологическими и наследствен­ными факторами.

Помимо факторов, которые оказывают влияние на здоровье, существуют воздействия, называемые факторами риска, которые способствуют возникновению, и развитию заболевания. Количе­ство факторов риска огромно, и степень воздействия на организм человека у них различна, поэтому по одной из основных класси­фикаций выделяют главные, или большие, факторы риска.

Например, по мнению специалистов ВОЗ, к первичным боль­шим факторам риска относятся курение, злоупотребление алко­голем, нерациональное питание, гиподинамия, психоэмоциональ­ный стресс, к вторичным большим факторам риска — диабет, артериальная гипертензия, липидемия, холистеринемия, ревма­тизм, аллергия, иммунодефициты и др.

Наряду с факторами риска существуют группы риска — группы населения, в большей, чем другие, степени предрасположенные к различным заболеваниям. Например, дети, старики, беремен­ные женщины, люди, работающие во вредных условиях труда, лица с отклоняющимся (девиантным) поведением (алкоголики, наркоманы, психопаты и др.).

Образ жизни — деятельность, активность людей, которые опре­деленным образом реагируют на условия жизни, используют их.

Условия жизни — материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни.

Отечественными и зарубежными учеными достоверно установ­лено, что от образа жизни зависит здоровье или нездоровье. Если принять воздействие всех факторов на здоровье человека за 100 %, то удельный вес факторов образа жизни (сюда входят перечис­ленные выше большие факторы первой группы, а также плохие материально-бытовые условия, потребление наркотиков, злоупот­ребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий культурный и образовательный уровень, высокий уровень урба­низации и др.) превышает 50 %. Непосредственные факторы, та­кие, как предрасположенность к наследственным и дегенератив­ным болезням, ухудшение экологической обстановки (загрязне­ние воздуха и почвы, резкие смены атмосферных явлений, повы­шенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения), занимают примерно по 20 %. Оставшиеся 10 % прихо­дятся на работу органов и учреждений здравоохранения (неэф­фективность профилактических мероприятий, низкое качество и несвоевременность медицинской помощи).

Виды деятельности, формирующие образ жизни, включают производственную, социальную, образовательную, бытовую и медицинскую активность (возможны и другие формы активно­сти). Особое значение имеет медицинская активность, которая вклю­чает гигиеническое поведение, слагающееся из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, выполнение медицинских пред­писаний и назначений, посещение ЛПУ. Основными элементами медицинской активности являются санитарная грамотность, ги­гиенические и антигигиенические привычки, обращаемость в ме­дицинские учреждения за советами, в том числе профилакти­ческими, выполнение медицинских рекомендаций, например по диспансеризации, участию в охране здоровья и здравоохране­нии.

Здоровый образ жизни — все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на здоровье.

Продуктивная и позитивная медицинская активность является основным условием формирования здорового образа жизни. В по­нятие «здоровый образ жизни» входит преодоление факторов рис­ка, создание благоприятной обстановки и условий для укрепле­ния здоровья (развитие гигиенического воспитания и поведения).

В формировании здорового образа жизни выделяются два направ­ления:

  • создание, развитие, активизация позитивных для здоровья усло­вий и факторов;
  • преодоление, уменьшение факторов риска.

В новом тысячелетии формирование здорового образа жизни должно стать основным направлением социальной политики в области здравоохранения. Это мировая тенденция. Поэтому важ­нейшей функцией и задачей всех органов, учреждений и органи­заций здравоохранения, в том числе и аптечных, становится эф­фективная пропаганда здорового образа жизни, без которой не­возможно рассчитывать на успех в решении этой большой, обще­государственной проблемы.

В выработанном Международной фармацевтической ассоциа­цией в 1993—1994 гг. документе «Надлежащая аптечная практика» (GPP — Good pharmaceutical practice) одним из условий оптималь­ного лекарственного обеспечения населения является проведение мероприятий по укреплению здоровья, профилактике заболева­ний, пропаганде здорового образа жизни, помощи населению в самолечении.

Такая пропаганда должна акцентироваться не только на сани­тарном просвещении, характеризующемся пассивным восприяти­ем медицинских и гигиенических знаний, полезной информации. Основное место должно отводиться гигиеническому воспитанию — обучению восприятию и действиям по закреплению гигиениче­ских навыков, правил и норм поведения и активному их проведе­нию в жизнь для осуществления здорового образа жизни в конк­ретных условиях и ситуациях.

Именно акцент на проведение гигиенического воспитания как важного условия формирования здорового образа жизни привел в свое время к преобразованию домов санитарного просвещения в центры здорового образа жизни.

В настоящее время это центры медицинской профилактики, где организуются кабинеты физической культуры, психогигие­ны, брака и семьи и пр. Многие подобные организации имеют свои аптеки, аптечные пункты и киоски либо сотрудничают с ними.

Опыт других стран показывает, что внедрение программ по формированию здорового образа жизни и их финансовая поддержка приводят к значительному улучшению показателей здоровья на­селения.

Однако существенным препятствием в реализации этих программ в нашей стране является низкая гигиеническая меди­цинская культура значительной части населения. Это свидетель­ствует о невысокой общей культуре, так как гигиеническая гра­мотность и культура — часть общей культуры и образованности людей. Поэтому во многие программы учебных заведений включа­ется преподавание основ гигиенического воспитания и формиро­вания здорового образа жизни. Более того, в современной меди­цинской науке появилось новое направление, отражающее расту­щий интерес к здоровью отдельного человека, которое называет­ся валеологией.

Валеология.

Валеология (от лат. valeo — быть здоровым, logos— учение) — наука о формировании индивидуального здоровья, объединяющая различные подходы к созданию и укреплению здо­ровья, выработанные практической медициной и другими наука­ми. Это наука о здоровье здоровых, его охране, укреплении и умножении (воспроизводстве). Для укрепления и сохранения здо­ровья человека валеология рекомендует использовать немедика­ментозные методы:

  • активное занятие физической культурой;
  • рациональное, сбалансированное питание;
  • снижение уровня социального и профессионального стресса
  • отказ от вредных привычек;
  • высокая медицинская активность.

Медикаментозные методы (фармаковалеология) представлены ЛС и парафармацевтическими товарами для здоровья и оздоров­ления. Лекарственные средства для здоровья — это препараты для профилактики, чаще широкого, общего, неспецифического действия, нетоксичные и экологически чистые, не содержащие сильнодействующие и токсические вещества, приготовленные с сохранением биологически активных веществ. Для целей профи­лактики важно их длительное слабое действие. Эти средства по­лучили название фармаковалеологических.

Основными потреби­тельскими свойствами фармаковалеологических средств является:

  • большая широта терапевтического действия, отсутствие отрица­тельных эффектов (аллергического воздействия и токсических ре­акций) и привыкания при длительном применении, многообра­зие ассортимента ЛФ;
  • возможность сочетания с другими препа­ратами;
  • назначения людям любого возраста (включая беременных и кормящих женщин), разнообразные формы и способы приме­нения.

Фармаковалеологические средства условно делятся на несколь­ко групп:

  • средства общетонизирующего действия и биогенные стимуля­торы, сложные комплексы экстрактивных веществ растений (био­препараты женьшеня, родиолы розовой, элеутерококка, лимон­ника и др.) и тканей животных (пантокрин и др.);
  • поливитаминные препараты и минеральные вещества (жиро- и водорастворимые витамины, микро- и макроэлементы);
  • энтеросорбенты, препятствующие всасыванию в желудочно- кишечном тракте вредных веществ, таких, как радионуклеиды, тяжелые металлы, способствующие их выведению и очищению организма (активированный уголь и др.);
  • гомеопатические средства растительного, минерального и жи­вотного происхождения в виде настоек (эссенций), порошков, мазей, опподельдоков, гранул, растворов, действующие вещества в которых находятся в минимальных дозах;
  • биологически активные добавки к пище — концентраты нату­ральных или идентичных натуральным биологически активных веществ для ликвидации дефицита необходимых (эссенциальных) пищевых веществ в организме;
  • фитосредства — эфирные масла для проведения ароматерапии, при которой натуральные эфирные масла вводятся в организм через дыхательные пути (розмариновое, лавандовое масла и др.), ис­пользуются цветочно-травяные чаи (ромашка, мята, шиповник и др.), оздоровительные ванны из ЛРС (хвойный экстракт нату­ральный и др.).

В национальных программах многих государств, поддерживаю­щих принципы надлежащей фармацевтической практики (GPP), провозглашаются новые подходы, связанные с новой ролью фар­мацевтов в современном здравоохранении.

Практика GPP требует, чтобы первой задачей фармацевтов стало сохранение здоровья человека независимо от его местонахожде­ния, положительный исход лечения и благополучие пациентов. Изменение роли фармацевтов и провизоров связано с повышени­ем ответственности фармацевтических работников, участвующих в различных видах деятельности, связанных с улучшением здоро­вья и самочувствия людей, а также с возрастающими требовани­ями со стороны потребителей к предоставлению необходимой информации. В современном мире новый круг обязанностей фар­мацевтического работника можно обозначить следующим обра­зом: отпуск ЛС и ИМН надлежащего качества, ответственность за эффективность предоставленного пациенту ЛП, а также инфор­мации и профессионального совета по его применению.

Обучение населения.

Основным способом продуктивного влия­ния на потребителей, цель которого рациональное использование ЛП безрецептурного отпуска для здорового образа жизни и фор­мирования положительного индивидуального опыта, может стать специальная система обучения потребителей. В аптечной службе уже накоплен определенный опыт в проведении подобной рабо­ты, которая включала различные санитарно-просветительные ме­роприятия, в основном направленные на профилактику инфек­ционных заболеваний, некоторые вопросы хранения ЛС в домаш­них условиях и пр. Традиционно обучение пациентов по правиль­ному применению ЛС ведется по следующим основным направле­ниям:

  • консультирование и информация на приеме у врача, а также при отпуске ЛС из аптеки;
  • письменная информация, содержащаяся в аннотациях, вкла­дышах и на упаковках ЛП.

Современные системы активного обучения посетителей аптек должны основываться на научных достижениях медицинской про­филактики, валеологии, психологии, фармации и других наук; на изучении запросов потребителей и установлении навыков и информации, которые им необходимы.

Например, людей, при­обретающих ЛП в аптечных организациях, интересует информа­ция о показаниях и противопоказаниях, способе применения ЛС, возможном побочном действии, условиях и сроках хранения, со­вместимости с другими ЛС и пищей.

При разработке систем обучения потребителей необходимо учитывать следующие аспекты: правовой, содержательный, тех­нологический.

Правовые аспекты связаны с защитой потребителей, приобре­тающих ЛС и другие товары аптечного ассортимента самостоя­тельно (без рекомендации врача), а порой и по рекомендации случайных людей. Например, наиболее распространенной формой организации продвижения БАД является использование «сетево­го маркетинга», в системе которого отсутствуют требования к определенному уровню специальных знаний, а значит, и профес­сиональная ответственность в случае неэффективного лечения или даже ухудшения здоровья пациентов.

Содержательные аспекты систем обучения потребителей в фар­мацевтических организациях должны включать два основных мо­мента: личность обучающего и объем знаний, полученный в ре­зультате обучения. Безусловным авторитетом при назначении ЛС является врач, но в процессе самолечения лишь половина паци­ентов пользуется рекомендациями медицинского работника. Од­нако даже в идеальном случае врач информирует пациента о крат­ности приема, совместимости с пищей и противопоказаниях, остальная необходимая потребителю информация должна посту­пать из других источников. Поскольку большая часть безрецептур­ных ЛС и товаров для здорового образа жизни приобретается в аптечных организациях, фармацевтические работники становят­ся единственными специалистами, способными дать наиболее пол­ную информацию о приобретаемых товарах, проконсультировать и обучить потребителя.

Мероприятия по обучению потребителей должны проводиться по следующим направлениям:

  • действие ЛП, показания и противопоказания (изложенные на языке, понятном потребителю);
  • возможные последствия при неправильном применении и дей­ствия при наступлении таких последствий (как правило, это об­ращение к врачу);
  • правила приема и, если возможно, обоснование такой схемы, а также последствия при несоблюдении схемы лечения (напри­мер, недостижение терапевтического эффекта);
  • условия хранения, сроки годности и последствия при исполь­зовании ЛС с истекшими сроками годности и хранящимися не по правилам;
  • профилактика различных заболеваний, поддержание здорово­го образа жизни и хорошего самочувствия.

Технологические аспекты систем обучения потребителей включают широкий набор печатных, визуальных и технических средств, а также развитие новых организационных форм обслуживания посетителей аптек и новых услуг. Много лет назад активно пропа­гандировалась кабинетная форма обслуживания населения, но в то время оказалось достаточно трудно это реализовать, и главным образом потому, что велика была нагрузка на аптеку.

В настоящее время конфиденциальное консультирование и обучение пациен­тов может стать дополнительным аргументом в пользу той или иной аптеки (к подобному консультированию могут привлекать­ся врачи и специалисты по конкретным заболеваниям). Обучение посредством печатных изданий — одна из самых распространен­ных в настоящее время форм, однако информация, которую по­требители получают в аптеке, представляет собой фирменные проспекты и не адаптирована для населения, поэтому необходи­мо создавать оригинальные проспекты только для конечных по­требителей. Это может стать еще одним направлением деятельно­сти аптечной организации.

Современные системы, которые могут быть использованы для обучения пациентов, ориентируются на компьютерные техноло­гии. Необходимая для потребителей информация может демонст­рироваться в торговом зале, и пациенты должны иметь к ней до­ступ (такие системы используются за рубежом, уже есть анало­гичная практика и в нашей стране), возможна также продажа ком­пакт-дисков и кассет с необходимой информацией, содержание которой может быть установлено при изучении потребностей на­селения данного региона, местности, района.

Определенный вклад в систему обучения пациентов могут вне­сти различные информационные системы, с помощью которых по телефону, используя так называемые горячие линии, потреби­тель может получить необходимую информацию по применению и использованию БЛС и других товаров аптечного ассортимента. Чтобы снизить риск от неправильного и бесконтрольного приме­нения ЛС и четко определить тот объем информации, который обязателен при использовании безрецептурных лекарственных препаратов и фармаковалеологических средств, при создании та­ких систем необходимо участие и врачей и провизоров.

 

А Вам помог наш сайт? Мы будем рады если Вы оставите несколько хороших слов о нас.
Категории
Рекомендации
Можно выбрать
Интересное
А знаете ли вы, что нажав сочетание клавиш Ctrl+F - можно воспользоваться поиском по сайту?
X
Copyrights © 2015: FARMF.RU - тесты, лекции, обзоры
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru