6.12. Основы валеологии и здорового образа жизни. Обучение населения
Управление и экономика фармации Лоскутова Е.Е. ТОМ 1
Основы здорового образа жизни.
По определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Это определение подчеркивает первостепенную значимость социальных условий в формировании здоровья населения. На индивидуальное, групповое, общественное здоровье влияют условия труда и быта, образ жизни, обусловленные социально-экономическими и политическими факторами, состоянием окружающей среды и систем служб здравоохранения, а также биологическими, психологическими и наследственными факторами.
Помимо факторов, которые оказывают влияние на здоровье, существуют воздействия, называемые факторами риска, которые способствуют возникновению, и развитию заболевания. Количество факторов риска огромно, и степень воздействия на организм человека у них различна, поэтому по одной из основных классификаций выделяют главные, или большие, факторы риска.
Например, по мнению специалистов ВОЗ, к первичным большим факторам риска относятся курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, гиподинамия, психоэмоциональный стресс, к вторичным большим факторам риска — диабет, артериальная гипертензия, липидемия, холистеринемия, ревматизм, аллергия, иммунодефициты и др.
Наряду с факторами риска существуют группы риска — группы населения, в большей, чем другие, степени предрасположенные к различным заболеваниям. Например, дети, старики, беременные женщины, люди, работающие во вредных условиях труда, лица с отклоняющимся (девиантным) поведением (алкоголики, наркоманы, психопаты и др.).
Образ жизни — деятельность, активность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни, используют их.
Условия жизни — материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни.
Отечественными и зарубежными учеными достоверно установлено, что от образа жизни зависит здоровье или нездоровье. Если принять воздействие всех факторов на здоровье человека за 100 %, то удельный вес факторов образа жизни (сюда входят перечисленные выше большие факторы первой группы, а также плохие материально-бытовые условия, потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий культурный и образовательный уровень, высокий уровень урбанизации и др.) превышает 50 %. Непосредственные факторы, такие, как предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням, ухудшение экологической обстановки (загрязнение воздуха и почвы, резкие смены атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения), занимают примерно по 20 %. Оставшиеся 10 % приходятся на работу органов и учреждений здравоохранения (неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество и несвоевременность медицинской помощи).
Виды деятельности, формирующие образ жизни, включают производственную, социальную, образовательную, бытовую и медицинскую активность (возможны и другие формы активности). Особое значение имеет медицинская активность, которая включает гигиеническое поведение, слагающееся из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, выполнение медицинских предписаний и назначений, посещение ЛПУ. Основными элементами медицинской активности являются санитарная грамотность, гигиенические и антигигиенические привычки, обращаемость в медицинские учреждения за советами, в том числе профилактическими, выполнение медицинских рекомендаций, например по диспансеризации, участию в охране здоровья и здравоохранении.
Здоровый образ жизни — все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на здоровье.
Продуктивная и позитивная медицинская активность является основным условием формирования здорового образа жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входит преодоление факторов риска, создание благоприятной обстановки и условий для укрепления здоровья (развитие гигиенического воспитания и поведения).
В формировании здорового образа жизни выделяются два направления:
- создание, развитие, активизация позитивных для здоровья условий и факторов;
- преодоление, уменьшение факторов риска.
В новом тысячелетии формирование здорового образа жизни должно стать основным направлением социальной политики в области здравоохранения. Это мировая тенденция. Поэтому важнейшей функцией и задачей всех органов, учреждений и организаций здравоохранения, в том числе и аптечных, становится эффективная пропаганда здорового образа жизни, без которой невозможно рассчитывать на успех в решении этой большой, общегосударственной проблемы.
В выработанном Международной фармацевтической ассоциацией в 1993—1994 гг. документе «Надлежащая аптечная практика» (GPP — Good pharmaceutical practice) одним из условий оптимального лекарственного обеспечения населения является проведение мероприятий по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, помощи населению в самолечении.
Такая пропаганда должна акцентироваться не только на санитарном просвещении, характеризующемся пассивным восприятием медицинских и гигиенических знаний, полезной информации. Основное место должно отводиться гигиеническому воспитанию — обучению восприятию и действиям по закреплению гигиенических навыков, правил и норм поведения и активному их проведению в жизнь для осуществления здорового образа жизни в конкретных условиях и ситуациях.
Именно акцент на проведение гигиенического воспитания как важного условия формирования здорового образа жизни привел в свое время к преобразованию домов санитарного просвещения в центры здорового образа жизни.
В настоящее время это центры медицинской профилактики, где организуются кабинеты физической культуры, психогигиены, брака и семьи и пр. Многие подобные организации имеют свои аптеки, аптечные пункты и киоски либо сотрудничают с ними.
Опыт других стран показывает, что внедрение программ по формированию здорового образа жизни и их финансовая поддержка приводят к значительному улучшению показателей здоровья населения.
Однако существенным препятствием в реализации этих программ в нашей стране является низкая гигиеническая медицинская культура значительной части населения. Это свидетельствует о невысокой общей культуре, так как гигиеническая грамотность и культура — часть общей культуры и образованности людей. Поэтому во многие программы учебных заведений включается преподавание основ гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни. Более того, в современной медицинской науке появилось новое направление, отражающее растущий интерес к здоровью отдельного человека, которое называется валеологией.
Валеология.
Валеология (от лат. valeo — быть здоровым, logos— учение) — наука о формировании индивидуального здоровья, объединяющая различные подходы к созданию и укреплению здоровья, выработанные практической медициной и другими науками. Это наука о здоровье здоровых, его охране, укреплении и умножении (воспроизводстве). Для укрепления и сохранения здоровья человека валеология рекомендует использовать немедикаментозные методы:
- активное занятие физической культурой;
- рациональное, сбалансированное питание;
- снижение уровня социального и профессионального стресса
- отказ от вредных привычек;
- высокая медицинская активность.
Медикаментозные методы (фармаковалеология) представлены ЛС и парафармацевтическими товарами для здоровья и оздоровления. Лекарственные средства для здоровья — это препараты для профилактики, чаще широкого, общего, неспецифического действия, нетоксичные и экологически чистые, не содержащие сильнодействующие и токсические вещества, приготовленные с сохранением биологически активных веществ. Для целей профилактики важно их длительное слабое действие. Эти средства получили название фармаковалеологических.
Основными потребительскими свойствами фармаковалеологических средств является:
- большая широта терапевтического действия, отсутствие отрицательных эффектов (аллергического воздействия и токсических реакций) и привыкания при длительном применении, многообразие ассортимента ЛФ;
- возможность сочетания с другими препаратами;
- назначения людям любого возраста (включая беременных и кормящих женщин), разнообразные формы и способы применения.
Фармаковалеологические средства условно делятся на несколько групп:
- средства общетонизирующего действия и биогенные стимуляторы, сложные комплексы экстрактивных веществ растений (биопрепараты женьшеня, родиолы розовой, элеутерококка, лимонника и др.) и тканей животных (пантокрин и др.);
- поливитаминные препараты и минеральные вещества (жиро- и водорастворимые витамины, микро- и макроэлементы);
- энтеросорбенты, препятствующие всасыванию в желудочно- кишечном тракте вредных веществ, таких, как радионуклеиды, тяжелые металлы, способствующие их выведению и очищению организма (активированный уголь и др.);
- гомеопатические средства растительного, минерального и животного происхождения в виде настоек (эссенций), порошков, мазей, опподельдоков, гранул, растворов, действующие вещества в которых находятся в минимальных дозах;
- биологически активные добавки к пище — концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ для ликвидации дефицита необходимых (эссенциальных) пищевых веществ в организме;
- фитосредства — эфирные масла для проведения ароматерапии, при которой натуральные эфирные масла вводятся в организм через дыхательные пути (розмариновое, лавандовое масла и др.), используются цветочно-травяные чаи (ромашка, мята, шиповник и др.), оздоровительные ванны из ЛРС (хвойный экстракт натуральный и др.).
В национальных программах многих государств, поддерживающих принципы надлежащей фармацевтической практики (GPP), провозглашаются новые подходы, связанные с новой ролью фармацевтов в современном здравоохранении.
Практика GPP требует, чтобы первой задачей фармацевтов стало сохранение здоровья человека независимо от его местонахождения, положительный исход лечения и благополучие пациентов. Изменение роли фармацевтов и провизоров связано с повышением ответственности фармацевтических работников, участвующих в различных видах деятельности, связанных с улучшением здоровья и самочувствия людей, а также с возрастающими требованиями со стороны потребителей к предоставлению необходимой информации. В современном мире новый круг обязанностей фармацевтического работника можно обозначить следующим образом: отпуск ЛС и ИМН надлежащего качества, ответственность за эффективность предоставленного пациенту ЛП, а также информации и профессионального совета по его применению.
Обучение населения.
Основным способом продуктивного влияния на потребителей, цель которого рациональное использование ЛП безрецептурного отпуска для здорового образа жизни и формирования положительного индивидуального опыта, может стать специальная система обучения потребителей. В аптечной службе уже накоплен определенный опыт в проведении подобной работы, которая включала различные санитарно-просветительные мероприятия, в основном направленные на профилактику инфекционных заболеваний, некоторые вопросы хранения ЛС в домашних условиях и пр. Традиционно обучение пациентов по правильному применению ЛС ведется по следующим основным направлениям:
- консультирование и информация на приеме у врача, а также при отпуске ЛС из аптеки;
- письменная информация, содержащаяся в аннотациях, вкладышах и на упаковках ЛП.
Современные системы активного обучения посетителей аптек должны основываться на научных достижениях медицинской профилактики, валеологии, психологии, фармации и других наук; на изучении запросов потребителей и установлении навыков и информации, которые им необходимы.
Например, людей, приобретающих ЛП в аптечных организациях, интересует информация о показаниях и противопоказаниях, способе применения ЛС, возможном побочном действии, условиях и сроках хранения, совместимости с другими ЛС и пищей.
При разработке систем обучения потребителей необходимо учитывать следующие аспекты: правовой, содержательный, технологический.
Правовые аспекты связаны с защитой потребителей, приобретающих ЛС и другие товары аптечного ассортимента самостоятельно (без рекомендации врача), а порой и по рекомендации случайных людей. Например, наиболее распространенной формой организации продвижения БАД является использование «сетевого маркетинга», в системе которого отсутствуют требования к определенному уровню специальных знаний, а значит, и профессиональная ответственность в случае неэффективного лечения или даже ухудшения здоровья пациентов.
Содержательные аспекты систем обучения потребителей в фармацевтических организациях должны включать два основных момента: личность обучающего и объем знаний, полученный в результате обучения. Безусловным авторитетом при назначении ЛС является врач, но в процессе самолечения лишь половина пациентов пользуется рекомендациями медицинского работника. Однако даже в идеальном случае врач информирует пациента о кратности приема, совместимости с пищей и противопоказаниях, остальная необходимая потребителю информация должна поступать из других источников. Поскольку большая часть безрецептурных ЛС и товаров для здорового образа жизни приобретается в аптечных организациях, фармацевтические работники становятся единственными специалистами, способными дать наиболее полную информацию о приобретаемых товарах, проконсультировать и обучить потребителя.
Мероприятия по обучению потребителей должны проводиться по следующим направлениям:
- действие ЛП, показания и противопоказания (изложенные на языке, понятном потребителю);
- возможные последствия при неправильном применении и действия при наступлении таких последствий (как правило, это обращение к врачу);
- правила приема и, если возможно, обоснование такой схемы, а также последствия при несоблюдении схемы лечения (например, недостижение терапевтического эффекта);
- условия хранения, сроки годности и последствия при использовании ЛС с истекшими сроками годности и хранящимися не по правилам;
- профилактика различных заболеваний, поддержание здорового образа жизни и хорошего самочувствия.
Технологические аспекты систем обучения потребителей включают широкий набор печатных, визуальных и технических средств, а также развитие новых организационных форм обслуживания посетителей аптек и новых услуг. Много лет назад активно пропагандировалась кабинетная форма обслуживания населения, но в то время оказалось достаточно трудно это реализовать, и главным образом потому, что велика была нагрузка на аптеку.
В настоящее время конфиденциальное консультирование и обучение пациентов может стать дополнительным аргументом в пользу той или иной аптеки (к подобному консультированию могут привлекаться врачи и специалисты по конкретным заболеваниям). Обучение посредством печатных изданий — одна из самых распространенных в настоящее время форм, однако информация, которую потребители получают в аптеке, представляет собой фирменные проспекты и не адаптирована для населения, поэтому необходимо создавать оригинальные проспекты только для конечных потребителей. Это может стать еще одним направлением деятельности аптечной организации.
Современные системы, которые могут быть использованы для обучения пациентов, ориентируются на компьютерные технологии. Необходимая для потребителей информация может демонстрироваться в торговом зале, и пациенты должны иметь к ней доступ (такие системы используются за рубежом, уже есть аналогичная практика и в нашей стране), возможна также продажа компакт-дисков и кассет с необходимой информацией, содержание которой может быть установлено при изучении потребностей населения данного региона, местности, района.
Определенный вклад в систему обучения пациентов могут внести различные информационные системы, с помощью которых по телефону, используя так называемые горячие линии, потребитель может получить необходимую информацию по применению и использованию БЛС и других товаров аптечного ассортимента. Чтобы снизить риск от неправильного и бесконтрольного применения ЛС и четко определить тот объем информации, который обязателен при использовании безрецептурных лекарственных препаратов и фармаковалеологических средств, при создании таких систем необходимо участие и врачей и провизоров.