3.1. Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения и фармацевтической службы
Управление и экономика фармации Лоскутова Е.Е. ТОМ 1
Стратегические задачи, стоящие перед нашей страной в XXI в., требуют поддержания и укрепления здоровья людей во всех его проявлениях (физическом, духовном и социальном). Здоровье населения России рассматривается как основа благополучия нации и основной фактор национальной безопасности страны.
Поэтому государство берет на себя обязанности по поддержанию определенного уровня здоровья нации, предоставляя гражданам соответствующие блага (права) и гарантии в области охраны здоровья.
Реформы в здравоохранении.
Государственная система охраны и восстановления здоровья населения просуществовала в нашей стране более 60 лет и имела успехи, признанные во всем мире, а принципы организации здравоохранения, принятые в 1968 г. в Алма-Ате, стали международными. Несмотря на это, управление системой здравоохранения было жестко централизовано как при распределении ресурсов, так и при принятии управленческих решений. Система распределения ресурсов, основанная на экстенсивных показателях (число амбулаторно-поликлинических посещений, число дней занятости койки в ЛПУ, товарооборот аптечной организации, количество рецептов и пр.), не обеспечивала эффективности работы учреждений здравоохранения.
Строгой регламентации подлежали штаты сотрудников каждого типа медицинского и фармацевтического учреждения и каждой специальности, заработная плата, табели оснащения, нормативы расходов и др. В то же время система бюджетного финансирования здравоохранения была неэффективна. Декларированная бесплатная медицинская помощь финансировалась по остаточному принципу.
Одной из главных проблем России в 90-е гг. XX в. являлась депопуляция (сокращение численности населения в национальных масштабах), которая была обусловлена снижением рождаемости и ростом смертности. В 1999 г. рождаемость составляла 8,4 чел.
на 1 000 жителей (в 1989 г. — 14,6), что в два раза ниже необходимого для простого воспроизводства населения, в 2003 г. — 9,9; 2004 г. — 10,1; 2005 г. — 10,2; 2006 г. — 10,4 чел. На одну женщину приходилось 1,3 рождений вместо необходимых для простого воспроизводства 2,15.
В последние 15 лет отмечалось ухудшение здоровья населения России и рост обращаемости в ЛПУ среди всех возрастных групп населения по большинству классов заболеваний. При этом основную долю составляли социально значимые заболевания: туберкулез (ухудшилась эпидемиологическая ситуация, в последние 10 лет заболеваемость возросла в 2,2 раза), болезни, передаваемые половым путем (за 10 лет заболеваемость сифилисом возросла в 44 раза, произошло омоложение контингента и рост больных нейросифилисом), ВИЧ-инфекции, гепатиты В и С.
Около 80 % потерянных населением активных лет жизни (за счет преждевременной смертности и инвалидности) обусловлены соматическими неинфекционными заболеваниями. К наиболее значимым из них относятся болезни системы кровообращения, в России на их долю приходится более 14 % общей заболеваемости, 12 % случаев временной утраты трудоспособности, около половины всех случаев инвалидности и 55 % смертности. Растет заболеваемость злокачественными новообразованиями (а ведь в структуре смертности от онкологических заболеваний 30 % составляют люди трудоспособного возраста), эндокринными заболеваниями, главным образом сахарным диабетом и патологиями щитовидной железы, психическими заболеваниями (в РФ зарегистрировано 4 млн чел. с психическими расстройствами). Это связано как с последствиями экономических преобразований, происходящих в РФ, так и с тем, что размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают население гарантированными медицинскими услугами.
Дальнейшее развитие системы здравоохранения в России строится на выработанной стратегии реформирования. Разработка направлений по реформированию здравоохранения должна осуществляться не только из соображений краткосрочной экономии для государственного бюджета, но и с учетом перспективы улучшения здоровья всего населения России в соответствии с принципами стратегии ВОЗ «Здоровье для всех в XXI веке».
Стратегические направления реформы здравоохранения включают:
- обоснование политики развития;
- формирование правовой базы реформы;
- демонополизацию государственной системы здравоохранения;
- децентрализацию системы управления при сохранении принципа федерализма в реализации стратегии развития отрасли;
- введение эффективных, экономных медицинских технологий;
- реформирование системы финансирования здравоохранения на основе многоканальности;
- структурную перестройку системы здравоохранения с приоритетным развитием первичной медико-социальной помощи;
- формирование и реализацию новой концепции подготовки кадров.
Очевидно, что проводимые правительством экономические реформы как в целом по стране, так и в здравоохранении не могли не повлиять на деятельность фармацевтических организаций.
Последняя административная (регуляторная) реформа в России началась в 2004 г. основными ее принципами в сфере обращения ЛС стали либеральность, тождественность с международными регуляторными моделями, прогрессивность. Основными средствами ее реализации являются документированность, предсказуемость и транспарентность (прозрачность), строгий надзор и контроль, персонификация ответственности должностных лиц, принимающих решение в сфере безопасности и качества ЛС, широкое привлечение к реформе общественных профессиональных организаций.
В ходе реформирования произошли структурные преобразования: было создано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в ведении которого находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, на которые возложены полномочия по решению вопросов в сфере обращения ЛС, в том числе фармацевтической деятельности.
Реальные экономические и социальные перспективы развития фармацевтического рынка России безусловно зависят от государственной политики в данной области, инструментом реализации которой может стать Национальная лекарственная политика (НЛП).
На формирование НЛП оказывают влияние политика в области здравоохранения, уровень медицинского обслуживания населения, ситуация на фармацевтическом рынке. В настоящее время НЛП принята во многих странах мира и в каждой стране имеет свои цели, приоритеты, стратегии и обязательства государства. При разработке НЛП Всемирная организация здравоохранения оказывает методическую помощь, которая заключается в содействии в выборе основных ЛС, обеспечении ЛС с учетом потребностей национальных систем здравоохранения, обучении и подготовке специалистов фармацевтической отрасли.
По мнению ВОЗ, принятая национальная лекарственная политика должна обеспечить законность и стабильность деятельности фармацевтической отрасли и гарантировать: доступность (равную доступность населения к основным ЛС при их умеренной стоимости); качество (качество, безопасность и эффективность всех Л С); рациональное применение (назначение и применение ЛС в соответствии с клиническими показаниями и фармакоэкономическими характеристиками).
Государственное регулирование системы здравоохранения. С целью сохранения и улучшения здоровья людей, а также сокращения прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения в 1997 г. была принята Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. В документе определены основные задачи и принципы государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки, подчеркивается важность ее формирования и необходимость повышения ответственности всех органов власти за ее реализацию. В плане совершенствования системы финансирования здравоохранения предлагается изменение механизма распределения средств федерального бюджета, развитие обязательного и добровольного медицинского страхования, в частности, оптимизация конкурсной системы закупки ЛС, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Для реализации единой политики государства в области здравоохранения требуется модернизация структуры управления.
Согласно указанному документу, главными задачами организации здравоохранения на федеральном уровне следует считать:
- определение стратегии развития здравоохранения в стране;
- разработку и исполнение федеральных целевых программ здравоохранения;
- разработку законодательной и нормативно-методической базы здравоохранения;
- координацию деятельности органов государственной власти по решению вопросов здравоохранения;
- разработку механизмов деятельности контрольно-разрешительной системы в сфере обращения ЛС.
На уровне субъекта Российской Федерации:
- развитие здравоохранения с учетом региональных особенностей;
- разработка и исполнение территориальных целевых программ здравоохранения и программ государственных гарантий граждан по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью на территории субъектов Российской Федерации.
Основной задачей организации здравоохранения на муниципальном уровне следует считать формирование и реализацию муниципальных программ здравоохранения.
В данном документе определены мероприятия в области государственных гарантий по предоставлению бесплатной медицинской помощи и защите прав населения. Программа государственных гарантий по обеспечению населения России бесплатной медицинской помощью должна содержать:
- перечень соответствующих видов и объемов медицинской помощи; базовую программу обязательного медицинского страхования;
- подушевой норматив финансирования здравоохранения, обеспечивающий предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.
- кроме того, в документе сформулированы задачи, стоящие перед медицинской наукой, в том числе по совершенствованию медицинского образования и кадровой политики.
Специальный раздел документа посвящен совершенствованию лекарственного обеспечения и гарантиям в области лекарственной помощи населению. Государственная политика обеспечения населения Л С и ИМН направлена на предоставление их потребителям в достаточном качественном ассортименте и объеме по доступным ценам.
Реализацию этой политики следует осуществлять путем развития рынка фармацевтических услуг. В целях обеспечения населения ЛС и ИМН необходимо усовершенствовать существующую контрольно-разрешительную систему, а также системы экспертизы, стандартизации и государственного контроля как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Основным направлением реализации государственной политики должно быть лекарственное, в том числе льготное, обеспечение населения при оказании медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий. При этом на амбулаторном уровне предполагается проведение следующих мероприятий:
- совершенствование порядка бесплатного и льготного отпуска путем перехода на принцип адресности льготного лекарственного обеспечения с учетом уровня дохода граждан;
- формирование перечней жизненно необходимых и важнейших Л С на основе принципа «эффективность—стоимость» для адресного льготного обеспечения граждан;
- формирование в рамках государственных и муниципальных заказов перечней и объемов лекарственных препаратов для лечения социально значимых заболеваний;
- контроль за расходованием государственных средств, направляемых на льготное обеспечение, создание условий для заинтересованности граждан в рациональном использовании льгот.
При оказании помощи в стационарных условиях предусматривается:
- бесплатное лекарственное обеспечение в рамках, предусмотренных в программах государственных гарантий;
- повсеместное введение в технологию лечения и предоставления медицинской помощи лекарственных формуляров.
В области оптовых закупок и розничной продажи ЛС следует:
- осуществлять закупки и продажи на конкурсной основе и обеспечивать гласность в выборе оптовых поставщиков Л С;
- обеспечивать безопасность, эффективность и качество ЛС путем отбора, стандартизации и контроля за соблюдением стандартов;
- обеспечивать наличие широкого ассортимента ЛС в розничной продаже, в стационарной сети — по программам государственных гарантий.
- В целях обеспечения доступности и адекватности лекарственной помощи населению необходимо:
- совершенствовать механизмы государственного регулирования лекарственного обеспечения;
- обеспечить государственную поддержку отечественных производителей ЛС;
- совершенствовать организацию обеспечения ЛС и управление фармацевтической деятельностью.
Были разработаны механизмы и поэтапная реализация Концепции — первый этап относился к периоду 1997—2000 гг., второй этап на 2001 — 2005 гг.
В России создается четырехуровневая система государственных гарантий лекарственного обеспечения, которая описана в Программе развития системы лекарственного обеспечения здравоохранения и населения России, принятой Коллегией Минздрава России в сентябре 1999 г.
На первом уровне при Правительстве России и субъектов Федерации обеспечивается создание оперативных федеральных и территориальных резервов ЛС ограниченной номенклатуры для оказания экстренной медицинской помощи населению. Эти резервы находятся в ведении Минздравсоцразвития России и органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью.
На втором уровне национальной системой лекарственного обеспечения здравоохранения декретированным категориям населения гарантируется получение бесплатной лекарственной помощи в соответствии с федеральными социальными стандартами потребления ЛС.
На третьем уровне территориальными системами лекарственного обеспечения здравоохранения гарантируется обеспечение льготных категорий граждан, получающих бесплатную помощь в соответствии с территориальными социальными стандартами потребления ЛС.
Финансирование первых трех уровней осуществляется за счет федерального и территориального бюджетов, средств обязательного медицинского страхования.
Четвертый уровень обеспечивается введением компенсационного механизма, предусматривающего доплату населением за лекарства, приобретаемые сверх федеральных и территориальных социальных стандартов. Финансирование этого уровня осуществляется за счет добровольного медицинского страхования и личных средств граждан.
Международные нормы права в области здравоохранения. В результате длительного исторического развития были выработаны международные нормы современного общества в области охраны здоровья. И сегодня каждое цивилизованное государство, принимая аналогичные документы, должно ориентироваться на достижения мирового сообщества.
Основным международным документом, определяющим права человека независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических убеждений, национального и социального происхождения, имущественного и иного положения, является Всеобщая декларация прав человека (Хартия прав человека), принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48 г. В ст. 25 документа говорится о том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. В понятие жизненного уровня включается пища, одежда, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание. Кроме того, установлено право каждого человека на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь, а все дети должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Деятельность России на мировом фармацевтическом рынке требует знания основных нормативных документов, регулирующих обращение Л С и других товаров.
Документы Всемирной организации здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения — специализированное учреждение ООН, основанное в 1946 г. (устав вступил в силу 07.04.48 г.), деятельность которого направлена на борьбу с особо опасными болезнями и разработку международных санитарных правил. ВОЗ координирует осуществление проектов, нацеленных на решение программ охраны здоровья и максимальное укрепление здоровья всего населения Земли. В функции ВОЗ входит установление международных стандартов в отношении пищевых, лекарственных, биологических и других продуктов. Нормативные документы ВОЗ не являются обязательными, характер их использования определяется на национальном уровне. В 1969 г. ВОЗ предложила применять Систему удостоверения качества лекарств в международной торговле, основанную на правилах СМР, ССР, и другие документы. Одним из наиболее важных документов для фармацевтического рынка считается «Руководство Всемирной организации здравоохранения. Надлежащая производственная практика для фармацевтических продуктов».
Документы Европейского Союза. Европейский Союз (ЕС) был образован в 1993 г. в процессе развития общего рынка Европейского экономического сообщества. Основной целью союза является создание единого рынка, состоящего из территории без внутренних границ, на которой обеспечивается свободное движение товаров, услуг и капитала. Поскольку страны ЕС являются партнерами России по фармацевтическому бизнесу и процесс европейской гармонизации затрагивает интересы нашей страны, при разработке нормативных документов в сфере обращения ЛС необходимо принимать во внимание аналогичные документы европейского сообщества.
Наиболее важными из них являются постановления, директивы и решения. Постановления носят общий характер и касаются систем и структур, а не отдельных физических и юридических лиц. Все элементы постановлений являются обязательными для исполнения. Постановления применяются в каждой стране, они переносятся в национальное законодательство автоматически и входят в силу одновременно во всех странах ЕС в соответствии с назначенным сроком их применения после опубликования в Официальном бюллетене ЕС (например, Постановление Совета ЕС (EEC) № 2309/93 «Об установлении общесоюзных процедур лицензирования и контроля за лекарственными препаратами для применения у человека и в ветеринарии и об учреждении Европейского агентства по оценке лекарственных препаратов»).
Директивы обязывают каждое государство достичь поставленных в данном документе целей, но оставляют за правительством государств ЕС полное право выбора формы и средств для их достижения. Директивы являются основным механизмом создания единого рынка, а европейское законодательство, регулирующее обращение ЛС, создается преимущественно посредством директив Совета ЕС.
Например:
- директива Совета ЕС № 65/65/ЕЕС «О сближении законодательных положений, правил и административных мер в отношении лекарственных препаратов»;
- директива Совета ЕС № 92/25/ЕЕС «О правилах оптовой реализации лекарственных препаратов для человека»;
- директива Совета ЕС № 92/26/ЕЕС «Об определении категорий лекарственных препаратов для человека», в которой установлен порядок отнесения к рецептурным препаратам (все, что не относится к ним, отпускается без рецепта);
- директива Совета ЕС № 92/28/ЕЕС «О рекламировании лекарственных препаратов для человека». Решения могут быть адресованы одному или всем государствам ЕС, предприятиям или отдельным лицам. Все положения решений обязательны для исполнения теми, кому они адресованы. Например, Решением совета ЕС № 75/320/ЕЕС был учрежден Фармацевтический комитет.
Документы Международной организации по стандартизации (ISO — International Standartization Organization). Стандарты ISO серии 9000 (ISO Standorts of 9000 series) — признанные в мире стандарты Международной организации по стандартизации в отношении систем качества, включенные в национальные нормативы ряда стран. До 2003 г. соответствие систем качества оценивалось по требованиям стандартов версии 1994 г. (ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003), которые основывались на элементах системы обеспечения качества.
Адаптированными российскими аналогами стандартов ИСО 9000 версии 1994 г. являются:
- ГОСТ Р ИСО 9001—96;
- ГОСТ Р ИСО 9002-96;
- ГОСТ Р ИСО 9003-96;
- ГОСТ Р ИСО 9004-1-96.
В 2000 г. стандарты ИСО 9000 были пересмотрены, что привело к выпуску двух стандартов:
- ИСО 9001: 2000 «Системы менеджмента качества. Требования»
- ИСО 9004: 2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
Российскими аналогами являются:
- ГОСТ Р ИСО 9001
- ГОСТ Р ИСО 9004. Последний стандарт не используется для сертификации, а является вместе с ИСО 9001: 2000 согласованной парой стандартов.
Конституция Российской Федерации и основы законодательства о здравоохранении. Современное нормативно-правовое поле в сфере обращения ЛС формируется в течение последних 10 лет (рис. 3.1). В 1991 г. была принята Российская декларация прав и свобод человека и гражданина, которая закрепила личные, политические и социально-экономические права людей. Права на квалифицированную медицинскую помощь и социальное обеспечение наряду с правом быть собственником, правом на труд и соответствующие условия труда, правом на образование относятся к социально-экономическим правам.
Рис. 3.1. Нормативно-правовое поле здравоохранения и фармацевтической службы
В специальной статье Конституции Российской Федерации, которая вступила в силу 12 декабря 1993 г., закреплено право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституционно установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В ст. 41 Конституции Российской Федерации особо оговаривается, что для охраны и укрепления здоровья населения в Российской Федерации финансируются федеральные программы (например, «Сахарный диабет», «Безопасное материнство», «Дети- инвалиды», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 — 2004 гг.», «Анти-ВИЧ/СПИД», «Дети России» (2007— 2010 гг.), приоритетный национальный проект «Здоровье»), принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Для реализации конституционных гарантий Правительством России была разработана Программа государственных гарантий обеспечения граждан России бесплатной медицинской помощью (1998).
В рамках Программы установлены виды и объемы медицинской помощи, предоставляемые гражданам России за счет средств бюджета (скорая помощь, медицинская помощь при социально значимых заболеваниях, например психиатрических и онкологических, и дорогостоящие виды медицинской помощи), а также за счет средств обязательного медицинского страхования. Бесплатно медицинская помощь оказывается в рамках установленных объемов и нормативов, т. е. для различных заболеваний и врачебных вмешательств определены диагностические исследования и лечебные мероприятия. Все, что превышает эти нормы, должно оплачиваться за счет личных средств граждан или добровольного медицинского страхования.
Основы законодательства России об охране здоровья граждан. На основе Конституции Российской Федерации, руководствуясь общепринятыми принципами и нормами международного права, в 1993 г. Верховный Совет Российской Федерации (в то время основной законодательный орган страны) принял «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (включают XII разделов, 69 статей). В настоящее время — это центральный правовой акт в сфере здравоохранения.
В преамбуле данного документа изложены основные положения, на которых строится отношение государства к здоровью граждан:
- признана основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемое условие жизни общества;
- подтверждена ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан;
- закреплен приоритет прав и свобод человека и граждан в области охраны здоровья.
Законодательство об охране здоровья граждан решает следующие задачи:
- определение ответственности и компетенции Российской федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;
- правовое регулирование в области охраны здоровья граждан, деятельности организаций, независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной системе здравоохранения;
- определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения
- определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, обновление гарантий их социальной защиты.
В ст. 2 впервые законодательно были сформулированы основные принципы охраны здоровья российских граждан:
- соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государств гарантий;
- приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
- доступность медико-социальной помощи;
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- ответственность органов государственной власти и управления, организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
В соответствующих разделах «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» определены задачи, права и обязанности в области охраны здоровья населения на различных уровнях управления (федеральном и региональном); организация охраны здоровья граждан, в частности, государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. В документе закреплены права граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья, в частности семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов и др. Оговариваются права граждан при оказании медико-социальной помощи.
Например, определены права пациента, а также определена медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека. Есть статьи, в которых указаны гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам, где определены основные этапы оказания медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.
Специальные разделы регламентируют условия проведения медицинской экспертизы; права и социальную защиту медицинских и фармацевтических работников; международное сотрудничество в области охраны здоровья, ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
В ст. 54 записано, что право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в России имеют лица, получившие высшее и среднее специальное образование, имеющие диплом и специальное звание, а для занятия определенными видами деятельности (установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации) необходимы сертификат специалиста и лицензия. Среди основных прав медицинских и фармацевтических работников перечислены:
- обеспечение условий деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;
- работа по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;
- защита своей профессиональной чести и достоинства;
- получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;
- совершенствование профессиональных знаний;
- страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением профессиональных обязанностей.
Федеральные законы и другие документы. В Российской Федерации существуют специальные федеральные законы, регулирующие медицинскую и фармацевтическую деятельность.
Принятие Федерального закона от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в России» считается началом реформирования системы здравоохранения. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования — г арантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
Законом определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения России. В частности, создана система медицинского страхования — структура, в которую входят федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Определен порядок деятельности страховых медицинских организаций и медицинских учреждений в этой системе, а также порядок регулирования отношений систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования.
Важным событием в формировании правого поля фармацевтической деятельности было принятие Федерального закона «О лекарственных средствах» в 1998 г. (в ред. 2000, 2001, 2003, 2004, 2006 гг.). В данном документе законодательно закреплены основные понятия, используемые в сфере обращения ЛС. Например, понятие фармацевтической деятельности.
Фармацевтическая деятельность — это деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения ЛС, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление ЛС. На рис. 3.2 показаны основные виды деятельности, связанные с обращением ЛС.
Рис. 3.2. Основные виды деятельности, связанные с обращением лекарственных средств
Федеральным законом от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлены правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Законом установлена государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ. Регламентированы условия осуществления отдельных видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, порядок использования и меры по противодействию их незаконному обороту, а также гарантируется оказание наркологической помощи больным наркоманией. Этот закон соответствует духу и букве другого Федерального закона от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Для осуществления различных видов деятельности в области медицинской и фармацевтической помощи используется ряд законов и нормативно-правовых актов, которые применяются во всех сферах экономической и социальной жизни общества, например Гражданский кодекс Российской Федерации (1991), Налоговый кодекс Российской Федерации (1998), Законы РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя», от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», Федеральные законы от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», от 30 марта 1999 г. N° 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и др.
Медицинскую и фармацевтическую деятельность регулируют указы Президента Российской Федерации, Постановления правительства Российской Федерации, ГОСТы, ОСТы (например, постановление Правительства России «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 30 июля 1994 г. N9 890), приказы, инструкции, положения Минз- дравсоцразвития Российской Федерации и других министерств и ведомств.
В последнее время на федеральном уровне принят ряд стандартов, регулирующих фармацевтическую деятельность:
- ОСТ 42-510—98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (СМР)»;
- ОСТ 42-511—99 «Правила организации качественных клинических исследований (ССР)»;
- ОСТ 91500.05.0001—2000 «Стандарт качества лекарственных средств. Основные положения»;
- ОСТ 91500.05.0002—2001 «Государственный информационный стандарт лекарственных средств. Основные положения»;
- ОСТ 91500.05.0005—2002 «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения»;
- ОСТ 91500.14.0001—2002 «Клинико-экономические исследования. Общие положения»;
- ОСТ 91500.05.0007—2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».
Можно сказать, что любой вид деятельности в любой фармацевтической организации, будь то аптечный склад, аптека или мелкорозничная сеть, осуществляется в соответствии с определенными регламентами. Например, организация работы строится на документах, определяющих порядок лицензирования фармацевтической деятельности, правила работы аптечных организаций, соблюдение санитарного режима и других. Для исполнения фармацевтической деятельности разработаны документы, определяющие порядок сертификации продукции, перечень товаров аптечного ассортимента, порядок проведения фармацевтической экспертизы и отпуска лекарств из аптеки, организации хранения ЛС, проведения внутриаптечного контроля качества лекарств и др.
Экономические аспекты деятельности осуществляются на основе документов, регулирующих процесс ценообразования, постановки и ведения бухгалтерского учета, проведения финансово-экономического анализа и пр.