3.5.Международное сотрудничество в области фармации
Управление и экономика фармации Лоскутова Е.Е. ТОМ 1
Вопросам международного сотрудничества в области фармации всегда уделялось пристальное внимание; в частности, «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ст. 65) определяют возможность осуществления международного сотрудничества в области охраны здоровья граждан через международные договоры.
Всемирная организация здравоохранения.
Наиболее широкое международное сотрудничество в области фармации осуществляется в рамках ВОЗ. Участие в нем открыто для любого государства — члена Организации (в настоящее время членами ВОЗ являются 193 страны). В соответствии с Уставом (Конституцией) ВОЗ, принятом в 1946 г., в функции Организации входит, в частности, установление международных стандартов, например в отношении лекарственных препаратов. Нормативные документы ВОЗ не являются обязательными; характер их использования определяется на национальном уровне, т.е. по решению каждого государства — члена Организации.
Из материалов ВОЗ по гармонизации требований к лекарственным препаратам следует отметить правила GMP, GCP, GDP, GPP, рекомендации в отношении порядка регистрации фармацевтических продуктов, методики изучения их стабильности и биоэквивалентности, инспектирования предприятий по производству медикаментов и сети их распределения, Международную фармакопею, международные биологические стандарты.
Значительная часть материалов ВОЗ в данной области касается как новых, так и воспроизведенных препаратов; ряд рекомендаций сформулированы в основном применительно к воспроизведенным фармацевтическим и биологическим продуктам. Эти рекомендации в меньшей степени распространяются на новые, оригинальные средства.
В 1969 г. ВОЗ предложила своим участникам применять Систему (схему) удостоверения качества лекарств в международной торговле, основанную на правилах GMP.
В настоящее время в Системе участвуют около 140 стран мира. Это административный инструмент, требующий от каждой страны-участницы в случае запроса заинтересованной в торговле коммерческой структуры подтверждения компетентному уполномоченному органу другой страны- участницы следующего:
- размещение на рынке данного ЛС санкционировано в соответствии с юрисдикцией страны-заявителя;
- на предприятии, производящем данное ЛС, регулярно проводятся инспекции, отвечающие требованиям ВОЗ или эквивалентные им, устанавливающие, что производитель соблюдает надлежащую производственную практику (правила GMP)]
- вся информация о ЛС, включая маркировку, представленная на рассмотрение, в данный момент санкционирована в стране, проводящей сертификацию.
В рамках Системы сертификации лекарственных средств для международной торговли ВОЗ страна — экспортер лекарств осуществляет на национальном уровне следующие виды деятельности:
- регистрацию ЛС;
- лицензирование производителей и оптовых поставщиков ЛС;
- производство ЛС в соответствии с надлежащей производственной практикой (СМЛ); управление качеством ЛС;
- независимое инспектирование предприятий и оценка выполнения надлежащей производственной практики;
- выдачу сертификатов по установленной форме;
- расследование рекламаций и уведомление соответствующих органов о серьезных дефектах качества ЛС и связанной с их применением потенциальной опасности.
В 1991 — 1992 гг. деятельность ВОЗ в Европейском регионе была в значительной степени переориентирована на удовлетворение потребностей бывших социалистических стран. В частности, открыта специальная программа по фармацевтическим препаратам для стран Центральной и Восточной Европы (СЦВЕ). Одновременно ВОЗ начала проводить политику сближения с другими международными организациями с целью привлечения дополнительных средств для реализации своих программ и координации помощи странам, оказываемой по разным каналам. В этих целях была создана межагентская координационная фармацевтическая группа из представителей ВОЗ, ЕС, ЮНИСЕФ и Мирового банка.
В результате многие страны, в частности западноевропейские, расширили свои добровольные взносы в бюджет ВОЗ на эти цели. Евросоюз и Совет Европы предоставили представителям СЦВЕ возможность участия в своей работе (программы ТАСИС).
В рамках Европейского регионального бюро ВОЗ в г. Копенгагене с 1995 г. работает проект содействия реформам фармацевтического сектора в России. Тематика проекта предусматривает оказание помощи Минздраву России по внедрению правил СМР, в подготовке инспекторов и т. п.
Европейский союз (ЕС).
Это региональное объединение включает 15 государств Западной Европы, в которых проживает свыше 350 млн чел. Это самый большой рынок в мире. Интеграция экономик западноевропейских стран началась в 1951 г. с создания Европейского объединения угля и стали. В 1957 г. шесть стран подписали Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества, в дальнейшем Европейское сообщество, Европейский союз. В настоящее время в рамках ЕС достигнуты значительные успехи в сближении регистрационных требований к фармацевтическим продуктам, правил СМР, СЬР, ССР, правил оптовой торговли, в координации процедуры оценки и разрешения к сбыту таких продуктов, а также во взаимном признании результатов регистрации фармацевтических продуктов, инспекционных обследований по проверке соблюдения правил СМР.
Координируется деятельность в области фармаконадзора, рекламирования, контроля цен, а также защиты окружающей среды и во многих других областях. Препараты, экспортируемые и импортируемые в пределах ЕС, не подвергаются переконтролю после пересечения границ. За последние годы объем рынка лекарств расширился за счет вхождения в ЕС трех новых государств (Австрии, Швеции и Финляндии), введены новые процедуры регистрации лекарственных препаратов, усовершенствована их патентная зашита, подписаны соглашения о взаимном признании требований СМР с Австралией, Канадой, Новой Зеландией и США, готовятся аналогичные соглашения со Швейцарией и с Японией.
Законодательной базой нормирования требований и форм контроля в данной области являются директивы ЕС, имеющие наднациональный характер, т.е. обязательные для исполнения в странах — членах ЕС. Законодательство ЕС в этой области развивалось и совершенствовалось начиная с 1965 г. При этом преследовались две основные цели — защита здоровья населения и обеспечение свободного движения фармацевтической продукции на общем внутреннем рынке ЕС. Согласовывались законодательные положения государств ЕС по различным вопросам контроля за лекарственными препаратами: испытаний, производства, критериев оценки, регистрации.
Основные нормативные и методические документы содержатся в пятитомнике, озаглавленном «Правила контроля за лекарственными препаратами в Европейском сообществе». В сборник вошли законодательные акты в виде:
- директив и постановлений;
- информация для подающих заявки на регистрацию лекарственных препаратов (с описанием процедур по лицензированию, определением содержания и формы документов, сопровождающих заявки);
- руководства по оценке качества, безопасности и эффективности лекарственных препаратов для человека, руководства по проведению доклинических и клинических испытаний лекарственных препаратов;
- руководства по надлежащей производственной практике лекарственных препаратов и другие документы.
При этом следует отметить, что объем пакета нормативных и методических документов по подготовке и представлению регистрационных материалов измеряется сотнями страниц, что несравнимо по степени детализации с российскими требованиями в данной области.
Одним из базовых документов является директива Совета ЕС 65/65/ЕЕС от 26.01.65 «О сближении законодательных положений, правил и административных мер в отношении лекарственных препаратов». Основная цель директивы состоит в определении общих положений и правил регистрации лекарственных препаратов и контроле за ними после поступления в продажу. Директива запрещает продажу лекарственных препаратов, не имеющих регистрационного сертификата (торговой лицензии), выданного компетентными уполномоченными органами стран ЕС.
В ст. 21 отмечается, что можно не предоставлять результаты фармакологических, токсикологических и клинических испытаний, если заявитель может доказать, что лекарственный препарат по сути аналогичен препарату, уже лицензированному в этой стране, или представить библиографические ссылки, свидетельствующие о том, что медицинское применение составных веществ лекарственного препарата хорошо установлено, признана их эффективность и безопасность, или доказать, что лекарственный препарат аналогичен препарату, который был лицензирован в ЕС не менее 6 лет тому назад и продается в том же государстве ЕС, куда подается заявка. Данной директивой запрещается принятие отрицательных решений по лекарственным препаратам на других основаниях.
Срок действия регистрационного сертификата составляет 5 лет.
Административным органом, осуществляющим важнейшие функции в области проведения оценки и осуществления контроля за лекарственными препаратами в Европейском союзе, является Европейское агентство по оценке лекарственных препаратов (European Agency for the Evaluation of Medicinal Products — EMEA). Агентство проводит оценку лекарственных препаратов, предназначенных для лечения человека или для применения в ветеринарии, осуществляет контроль за ними и отвечает за координированное использование научного потенциала, имеющегося в распоряжении государств ЕС.
На основании заключения Агентства Комиссия ЕС утверждает регистрационные удостоверения на новые перспективные лекарственные препараты, а в случае разногласий между странами ЕС по вопросам, касающимся лекарственных препаратов, выносит и арбитражные решения.
В основные задачи Агентства входят:
- обеспечение национальных и общесоюзных учреждений ЕС лучшей научно-консультативной помощью по вопросам качества, безопасности и эффективности лекарственных препаратов;
- создание многонациональной научной экспертизы путем мобилизации имеющихся национальных научных ресурсов для создания единой системы оценки лекарственных препаратов посредством централизованной и децентрализованной процедур регистрации; разработка быстрых, четких и эффективных процедур по регистрации, контролю и, в соответствующих случаях, изъятию используемых лекарственных препаратов в странах ЕС;
- консультирование компаний по вопросам проведения различных тестов и испытаний, необходимых для подтверждения качества, безопасности и эффективности лекарственных препаратов;
- координирование проверок по соблюдению производителями и разработчиками лекарственных препаратов требований GLP, GCP, GMP; усиление контроля за существующими лекарственными препаратами путем координации деятельности национальных органов, отвечающих за проведение фармакологического надзора, и инспекций;
- создание необходимых баз данных и средств телекоммуникации для обеспечения более рационального применения лекарственных препаратов.
С 1995 г. используются две новые процедуры регистрации лекарственных препаратов, которые обеспечивают быстрый доступ лекарств на рынки ЕС. В соответствии с централизованной процедурой оценка производится Европейским агентством и признается затем странами — членами ЕС. При децентрализованной процедуре регистрация осуществляется одной страной, после чего другие страны признают эту регистрацию как свою собственную.
Международная фармацевтическая федерация.
Международная фармацевтическая федерация (FIP — International Pharmaceutical Federation) была создана в Гааге (Нидерланды) в 1912 г. в целях развития сотрудничества, взаимного обмена опытом, объединения усилий в решении наиболее трудных задач и глобальных проблем, связанных с различными аспектами фармацевтической деятельности. В настоящее время объединяет ученых и практиков почти из 200 стран мира. Практически ежегодно они встречаются на съездах Всемирного конгресса по фармации, которые проводятся в крупнейших и красивейших городах мира. Например, в 2000 г. юбилейный, 60-й Всемирный конгресс по фармации проходил в Вене, в 2002 г. — в Ницце, в 2003 г. местом проведения конгресса выбран г. Сидней.
Заседания конгресса проводятся отдельно по следующим секциям:
- больничной фармации
- фармации в военных и чрезвычайных ситуациях
- лекарственных и ароматических растений
- фармацевтической информации
- промышленной фармации
- лабораторий и служб контроля качества лекарств
- аптечной деятельности
- академической (образовательной) фармации
- клинической биологии
- управленческой.