3.3.Лицензирование в сфере обращения лекарственных средств
Управление и экономика фармации Лоскутова Е.Е. ТОМ 1
В любой стране с целью обеспечения качества лекарственных препаратов и оказания фармацевтической помощи создаются системы взаимодействующих органов, центров и организаций, выполняющих определенные функции, среди которых немаловажное значение имеет функция лицензирования.
В частности, ВОЗ создана и функционирует Система сертификации лекарственных препаратов для международной торговли, в соответствии с которой осуществляется лицензирование лекарственных препаратов, производителей и оптовиков.
Для государственного регулирования и контроля за отдельными приоритетными видами деятельности в России предусмотрена специальная норма права, которая называется лицензированием, введенная в процессе рыночных преобразований в начале 90-х гг. XX в. Эта норма права способствует защите свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечению обороны страны и безопасности государства.
Лицензируемый вид деятельности — это деятельность, на осуществление которой на территории России требуется получение лицензии.
Основным критерием отнесения к лицензируемым видам деятельности является возможность нанесения в результате осуществления данной деятельности ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России, а также то, что их регулирование не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Правовая основа лицензирования.
Правовой основой лицензирования фармацевтической деятельности являются федеральные законы, постановления Правительства России, приказы Минздравсоцразвития России и другие правовые акты.
Вопросы лицензирования затрагиваются в нескольких статьях Федерального закона «О лекарственных средствах». В ст. 15 «Лицензирование производства лекарственных средств» определены лицензионные требования на производство ЛС, перечень необходимых документов, сроки и условия получения лицензии.
В ст. 17 «Изготовление лекарственных средств» указывается на необходимость получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, в частности на изготовление ЛС. В ст. 23 «Лицензирование внешнеторговой деятельности» определена необходимость получения лицензии на внешнеторговую деятельность предприятиями-изготовителями и предприятиями оптовой торговли. Лицензия выдается федеральными органами исполнительной власти. На основании данной лицензии осуществляется ввоз и вывоз лекарственных препаратов. В ст. 30 «Лицензирование оптовой торговли лекарственными средствами» определена необходимость лицензирования, установлены территориальные ограничения на действие лицензии. Федеральные лицензии действуют на всей территории РФ, а лицензии, выданные территориальным органом исполнительной власти, действуют на территории данного региона. В той же статье указано на необходимость разработки Правил оптовой торговли ЛС. В ст. 34 «Лицензирование фармацевтической деятельности аптечных учреждений» установлено, что лицензия на розничную реализацию ЛС выдается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, дан перечень документов, необходимых для ее получения.
Для регулирования отношений, возникающих между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, принят специальный Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128 (ред. 2002, 2003, 2005 гг.), существенные изменения в действующий закон были внесены Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 80.
Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Все существующие виды деятельности с точки зрения лицензирования можно разделить на три группы:
- деятельность, не требующая лицензирования;
- деятельность, требующая специального лицензирования;
- деятельность, лицензирование которой проводится в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
К первой группе можно отнести оказание некоторых фармацевтических услуг, например доставку лекарств на дом. Культивирование лекарственных растений, проведение научных исследований в области изыскания, создания, получения, разработки технологии некоторых ЛС (кроме наркотических средств и психотропных веществ) также не требуют лицензирования.
Ко второй группе относятся виды деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии со специальными нормативными документами и на которые действие Федерального закона о «Лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется. Например, деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области таможенного дела; страховая деятельность; осуществление внешнеэкономических операций; использование результатов интеллектуальной деятельности; использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира, образовательная деятельность и др. В данном случае Правительством России принимаются специальные законы о лицензировании. Так, принят Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Действие настоящего закона не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
К третьей группе относятся виды деятельности, на которые распространяется действующий Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и которые перечислены в соответствующей статье. В последнем принятом законе значительно сокращено количество лицензируемых видов деятельности, в настоящее время их названо около 100.
Принципы лицензирования.
Основными законодательно утвержденными принципами осуществления лицензирования в России являются:
- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
- установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- гласность и открытость лицензирования;
- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Единство экономического пространства. В целях обеспечения единства экономического пространства на территории России правительство утверждает Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации.
В принятом Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» даются общие нормы права, единые для всех видов деятельности, регулируемых данным законом. Поскольку таких видов деятельности почти 100, то трудно выработать единые требования и условия, которые учитывали бы особенности каждого вида деятельности. Поэтому в документе отсутствует раздел, регулирующий лицензионные требования и условия (дается только их определение), а перечень необходимых требований и условий для конкретного вида деятельности сформулирован в положениях, регулирующих конкретные виды деятельности.
Таким образом, для учета особенностей лицензируемых видов деятельности Правительством России специальными постановлениями утверждаются Положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
Любое изменение в федеральном законодательстве должно сопровождаться приведением в соответствие с ним всех подзаконных актов. Так, в связи с выходом в 2001 г. Федерального закона, регулирующего процесс лицензирования, началась работа по приведению существующих положений в соответствие с новым законом. В настоящее время приняты постановления Правительства России: «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» от 6 июля 2006 г. № 416, «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 4 ноября 2006 г. № 648, «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ» от 14 июня 2002 г. № 423, «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств» от 6 июля 2006 г. № 415, «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» от 22 января 2007 г. № 30.
Кроме того, для исполнения государственной функции по лицензированию издаются специальные регламенты, например в приказе Минздравсоцразвития России от 31 декабря 2006 г. № 897 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по лицензированию фармацевтической деятельности» подробно описано содержание административных процедур, связанных с лицензированием фармацевтической деятельности (рассмотрение документов о принятии решения о предоставлении лицензии; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии; контроль за соблюдением лицензионных требований и условий; приостановление и аннулирование лицензии, ведение реестра лицензий).
Единый перечень лицензируемых видов деятельности. Он устанавливается Федеральным законом, где в соответствующей статье перечислены подпадающие под его действие виды деятельности (в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» — это ст. 17). Среди перечисленных видов деятельности так или иначе связаны с деятельностью субъектов фармацевтического рынка следующие:
- фармацевтическая деятельность; производство ЛС;
- производство медицинской техники;
- культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;
- деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- деятельность, связанная с использованием возбудителей инспекционных заболеваний;
- деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;
- медицинская деятельность и др.
Единый порядок лицензирования. Он обусловлен:
- едиными правами и полномочиями, предоставленными лицензирующим органам;
- требованиями, предъявляемыми к соискателям лицензий и лицензиатам;
- процедурой лицензирования.
К лицензирующим органам в России относятся федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют лицензирование в соответствии с действующим законом. Лицензирующие органы наделены законодательно установленными полномочиями, такими, как:
- предоставление лицензий,
- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий,
- приостановление, возобновление, аннулирование лицензий,
- ведение реестра лицензий,
- контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Федеральные органы исполнительной власти могут передать часть своих полномочий по лицензированию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям, запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок, составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений, выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений, выносить предупреждение лицензиату.
Лицензирующие органы осуществляют лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, определенных конкретными положениями о лицензировании, в пределах их компетенции. Лицензирующие органы не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и местного самоуправления (например, инвентаризировать товарно-материальные ценности (ТМЦ) или проверять состояние бухгалтерского учета и пр.).
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписаний руководителя лицензирующего органа, в которых определяются сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. Продолжительность проверки не должна превышать 15 дней. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в два года. Внеплановые проверки проводятся для подтверждения устранения лицензиатом выявленных при проведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае получения лицензирующим органом информации о наличии таких нарушений.
По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с заключением комиссии, и в акте должна быть сделана соответствующая запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается от ознакомления с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своей подписью.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности, называются соискателями лицензии. После получения лицензии на осуществление конкретного вида деятельности юридическое лицо или индивидуальный предприниматель становятся лицензиатами. В дальнейшем необходимо только продлевать срок действия лицензии, переоформляя документы, подтверждающие ее наличие.
Взаимодействие между лицензирующими органами и соискателями лицензии (и лицензиатами) осуществляется на основе установленной процедуры лицензирования. Процедуру лицензирования характеризуют такие параметры, как всеобщность, двухуровневая система, ограниченность действия лицензии.
Лицензированию подлежат все организации (даже общественные, благотворительные, религиозные, если их деятельность связана с оказанием лекарственной помощи), действующие в каждом регионе, независимо от формы собственности и организационно-правового статуса, ведомственной подчиненности и принадлежности.
Лицензии могут выдаваться федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации; лицензия, выданная федеральными органами исполнительной власти, действует на всей территории России. Лицензиат, осуществляющий свою деятельность на основании лицензии, предоставленной ему лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществлять эту деятельность на территории других субъектов при условии уведомления им в установленном порядке соответствующих лицензирующих органов.
На федеральном уровне лицензирование фармацевтической деятельности, производства ЛС, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, где создана специальная лицензионная комиссия. Лицензирование деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ, возложено на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
На уровне субъектов федерации создаются территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которые называются Управлениями росздравнадзора по субъекту Российской Федерации, на которые возлагается выдача лицензий на осуществление фармацевтической деятельности (за исключением организаций оптовой торговли лекарственными средствами), а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III (для аптечных и лечебно-профилактических учреждений).
В результате процедуры лицензирования соискатель лицензии получает, а лицензиат подтверждает государственное разрешение — лицензию — на осуществление определенного вида деятельности, связанного с обращением ЛС и других товаров.
Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензия характеризуется следующим:
- а) носит разрешительный характер;
- б) включает экспертизу документов и помещений;
- в) классифицируется по срокам действия (ограниченного срока действия или бессрочная) и по виду обслуживаемых лиц (юридические или индивидуальные предприниматели).
Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности действительна 5 лет.
В документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются: наименование лицензирующего органа, наименование и организационно-правовая форма юридического лица и место его нахождения, лицензируемый вид деятельности, срок действия лицензии, ИНН налогоплательщика, номер лицензии, дата принятия решения о предоставлении лицензии.
Все лицензии, выданные лицензирующим органом, заносятся в реестр лицензий. Лицензия теряет свою юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования. Поэтому лицензию необходимо переоформить в случае: преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, утраты документа, подтверждающего наличие лицензии.
Для этого не позднее чем через 15 дней следует подать заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих изменения. Переоформление лицензии осуществляется в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления.
Лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензии в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности. В течение суток со дня вступления решения судьи в законную силу действие лицензии приостанавливается на срок административного приостановления деятельности лицензиата.
Лицензиат должен устранить выявленные нарушения и в письменной форме уведомить об этом лицензирующий орган. Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания. Срок действия лицензии на время, когда ее действие было приостановлено, не продлевается. Если в течение этого времени нарушения не будут устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Кроме того, лицензирующие органы могут обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба законным интересам, здоровью граждан и т.д. и (или) если лицензиат в установленный срок не устранил нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решений суда. Лицензия может быть аннулирована без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 мес государственной пошлины за предоставление лицензии.
Процедура лицензирования включает: подготовку соискателем лицензии необходимого пакета документов; подачу заявления в лицензионный орган; экспертизу в лицензионном органе документов и проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям; рассмотрение в установленном порядке и в определенные сроки поданных документов; принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии. Схема процедуры лицензирования представлена на рис. 3.6.
Рис. 3.6. Процедура лицензирования
Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензионные требования и условия определяются видом деятельности, связанной с обращением ЛС, и различаются для производителей ЛС, оптового и розничного звена.
Лицензионные требования и условия — это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензионные требования и условия осуществления производства ЛС:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и оборудования;
- соблюдение утвержденных в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О лекарственных средствах» правил организации производства и контроля качества ЛС в лекарственных формах, разрешенных для производства;
- наличие законных оснований для производства патентованных и (или) оригинальных ЛС и их продажи в соответствии с Патентным законодательством Российской Федерации и Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»;
- соблюдение требований о запрещении продажи ЛС, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности, фальсифицированных ЛС и ЛС, являющихся их незаконными копиями, зарегистрированных в России, а также об уничтожении таких ЛС в соответствии со статьей 31 Федерального закона «О лекарственных средствах»;
- наличие в штате работников, ответственных за производство, качество и маркировку Л С, имеющих высшее и среднее специальное образование (химико-технологическое, биотехнологическое, фармацевтическое или медицинское) и стаж работы по специальности не менее трех лет;
- повышение не реже одного раза в 5 лет квалификации специалистов, отвечающих за производство, качество и маркировку ЛС.
Лицензионные требования и условия едины для всех организаций розничного и оптового звена, занимающихся фармацевтической деятельностью, и зависят от того, как она осуществляется:
- без права получения, хранения, реализации наркотических средств и психотропных веществ (согласно спискам Постоянного комитета по контролю наркотиков — ПККН);
- с правом получения, хранения, реализации наркотических средств и психотропных веществ (согласно спискам ПККН).
Лицензионные требования и условия, единые для всех организаций, занимающихся фармацевтической деятельностью без права получения, хранения, реализации наркотических средств и психотропных веществ, изложены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. № 416:
- наличие у соискателя лицензии (или лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленных к ним требованиям;
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю ЛС, требований статьи 29 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил оптовой торговли ЛС;
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю ЛС, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил продажи ЛС, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление ЛС, правил производства, утверждаемых в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О лекарственных средствах» и требований к контролю качества ЛС, изготовленных в аптечных учреждениях;
- соблюдение требований о запрещении продажи ЛС, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности, фальсифицированных и ЛС, являющихся незаконными копиями ЛС, зарегистрированных в России, а также об их уничтожении в соответствии со статьей 31 Федерального закона «О лекарственных средствах»;
- наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением ЛС, высшего фармацевтического образования, стажа работы по специальности не менее трех лет и сертификата специалиста;
- наличие у индивидуального предпринимателя — соискателя лицензии (лицензиата) — высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей ЛС, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификаты специалистов;
- повышение не реже одного раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих фармацевтическую деятельность.
При лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицензионными требованиями и условиями являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, помещений и оборудования, необходимых для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также соответствующих установленным требованиям;
- соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом), осуществляющим деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, требований статьи 10 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим разработку новых наркотических средств и психотропных веществ, требований статьи 16 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение наркотических средств и психотропных веществ, требований статьи 20 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и правил хранения наркотических средств и психотропных веществ;
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим перевозку наркотических средств и психотропных веществ, требований статьи 21 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим производство и изготовление наркотических средств и психотропных веществ, требований статей 17 и 27 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим отпуск наркотических средств и психотропных веществ по рецептам, содержащим назначение наркотических средств и психотропных веществ, требований статей 25 и 26 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, требований статьи 29 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и порядка дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным;
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим использование наркотических средств и психотропных веществ в медицинских, научных и учебных целях, а также в экспертной деятельности, требований статей 31, 34 и 35 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим использование наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии, требований статьи 33 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и порядка использования наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии;
- соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом) требований по допуску лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, установленных Правительством Российской Федерации;
- соблюдение лицензиатом правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, установленных Правительством Российской Федерации;
- соблюдение лицензиатом требований к представлению юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, установленных Правительством Российской Федерации;
- соблюдение лицензиатом порядка отпуска, реализации и распределения наркотических средств и психотропных веществ, устанавливаемого Правительством Российской Федерации;
- соблюдение лицензиатом Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, утвержденных Правительством Российской Федерации;
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников (провизоров, фармацевтов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников, инженерно-технических работников), имеющих среднее, высшее, дополнительное профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы;
- повышение квалификации специалистов с фармацевтическим и медицинским образованием, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не реже одного раза в 5 лет.
Гласность и открытость лицензирования. Они обеспечиваются ведением реестров лицензий, а также публикациями в периодической фармацевтической печати списков организаций, получивших лицензию, а также тех, у которых действие лицензии приостановлено или она аннулирована.
Реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
В реестре лицензий указываются наименование лицензирующего органа, наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, лицензируемый вид деятельности, срок действия лицензии, ИНН налогоплательщика, номер лицензии, дата принятия решения о предоставлении лицензии, сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий, основания и даты приостановления и возобновления лицензии, основание и дата аннулирования лицензии, иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления и предоставляется в виде выписок о конкретных лицензиатах физическим и юридическим лицам за плату, а органам государственной власти и местного самоуправления — бесплатно. Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать трех дней со дня поступления соответствующего заявления.
Соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Оно обеспечивается, с одной стороны, правом лицензионных органов проверить соответствие предоставленных документов установленным требованиям и условиям. С другой стороны, соискатель лицензии имеет право обжаловать в установленном законодательством РФ порядке отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии.
Кроме того, утверждены положения о лицензионных комиссиях, которые должны работать в соответствии с предоставленными им правами и в пределах установленной компетенции. Соискателям лицензии и лицензиатам предоставляется право обжалования решения о приостановлении или аннулировании лицензии в порядке, установленном законодательством России.
Практические аспекты процедуры лицензирования.
Для получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности лицензиату или соискателю лицензии необходимы: пакет документов; помещения, отвечающие специальным требованиям для осуществления фармацевтической деятельности; необходимое оборудование и оснащение; штат сотрудников (квалификационные требования к работникам).
Требуемый пакет документов. Содержание пакета документов определяется видом лицензируемой фармацевтической деятельности. Однако в любой пакет входят обязательные документы, перечень которых установлен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»:
- заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы, места нахождения юридического лица, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет в налоговом органе; лицензируемый вид деятельности;
- копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копии не засвидетельствована в нотариальном порядке);
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Перечень дополнительных документов для получения лицензии зависит от вида лицензируемой деятельности.
Например, для лицензирования производства ЛС в него включаются:
- перечень ЛС, которые соискатель готов производить; описание основных технологических процессов, обеспечивающих качество ЛС;
- копии документов, свидетельствующих о наличии необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования;
- копии санитарно-эпидемиологического заключения; копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов, ответственных за производство, качество и маркировку лекарственных средств;
- копии патентов Российской Федерации или лицензионных договоров, разрешающих производство и продажу патентованных ЛС и (или) оригинальных ЛС;
- копии документа, подтверждающего согласие органов местного самоуправления на размещение производства ЛС на соответствующей территории.
Для получения лицензии на право заниматься фармацевтической деятельностью (без наркотических средств и психотропных веществ) необходимы:
- документы, подтверждающие право соискателя лицензии на использование помещений для осуществления лицензируемой деятельности;
- копия выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил;
- копии документов о высшем или среднем фармацевтическом образовании, о стаже работы по соответствующей специальности и сертификата специалиста.
Для лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и Список III, необходимы следующие документы: копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание использования помещений и оборудования;
- копия сертификата специалиста, подтверждающего соответствующую профессиональную подготовку руководителя юридического лица или руководителя соответствующего подразделения юридического лица;
- копии справок, выданных учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения, об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, а также об отсутствии среди указанных работников лиц, признанных непригодными к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;
- копия заключения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное вне пределов Российской Федерации, а равно о том, что указанным работникам не предъявлено обвинение в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- копия заключения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- копии документов об образовании лиц, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также о квалификации фармацевтических и медицинских работников.
Все полученные документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган, принимаются по описи, копия которой вручается соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов. Соискатель лицензии несет ответственность за предоставление недостоверных или искаженных данных в соответствии с законодательством России. Не допускается требовать от соискателя лицензии документов, не предусмотренных законодательством.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней, со дня поступления заявления и документов.
Заявителю может быть отказано в получении лицензии, если экспертиза документов, помещений, других условий выявила:
- а) наличие в документах недостоверной или искаженной информации;
- б) несоответствие фармацевтической организации лицензионным требованиям и условиям.
Помещения, отвечающие специальным требованиям для осуществления фармацевтической деятельности. Фармацевтическая деятельность для своего осуществления требует специальных условий, поэтому объекты лицензирования, под которыми понимаются здания и сооружения, должны отвечать этим условиям (например, состав помещений, их взаимосвязь). В настоящее время существует несколько регламентов, определяющих состав и размеры помещений аптечных организаций. При лицензировании аптек можно воспользоваться ОСТ 91500.05.007—2003, а для аптечных складов — ОСТ 91500.05.0005—2002. Помещения должны обеспечивать сохранность товаров (быть технически укрепленными), отвечать требованиям санитарного режима и противопожарной безопасности.
Необходимое оборудование и оснащение. Особые требования предъявляются также к объектам лицензирования, с помощью которых осуществляется фармацевтическая деятельность, т.е. оборудованию и иным техническим средствам. Оборудование и оснащение должны быть современными, отвечать требованиям санитарного режима, иметь гигиенические сертификаты и быть удобными в эксплуатации.
Штат сотрудников. Занятие фармацевтической деятельностью требует специальных знаний. Поэтому к сотрудникам фармацевтических организаций предъявляются определенные квалификационные требования. Обязательным условием является наличие специалистов со средним и (или) высшим фармацевтическим образованием. Кроме того, руководители организаций должны иметь определенный опыт работы, что и оговаривается в лицензионных требованиях. По постановлению Правительства России № 455 от 19.07.07 фармацевтическое образование необходимо для руководителей и специалистов в сфере обращения ЛС, предназначенных для медицинского применения, а в сфере обращения ЛС, предназначенных для животных, необходимо фармацевтическое или ветеринарное образование.