Кодекс профессиональной этики православного врача
Биомедицинская этика Силуянова И.В. 2016
24 января 2012 года в ходе работы XX Международных Рождественских чтений в Синодальном Отделе по церковной благотворительности и социальному служению был принят Кодекс профессиональной этики православного врача России, в разработке которого приняли участие члены ОПВР (Общества православных врачей России) и ЦОС по БМЭ МП (Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии).
Оглавление
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Взаимоотношения «врач и пациент»
- Раздел III. Взаимоотношения медицинских работников
- Раздел IV. Врач и научно-исследовательская деятельность
- Раздел V. Врач и общество
Раздел I. Общие положения
1.1. Православный врач – это врач-профессионал православного вероисповедания, который осознает христианский смысл болезней и здоровья человека, важность своего призвания, направленного на сохранение жизни.
1.2. Профессиональная этика православного врача основывается на Священном Писании и Предании Церкви, а также на соборных документах Русской Православной Церкви — «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».
1.3. Православный врач посвящает свою жизнь воплощению Евангельских идеалов любви, милосердия, сострадания и служению страждущему человеку.
1.4. Профессиональная работа православного врача требует постоянного самосовершенствования, повышения уровня своих медицинских знаний, умений и врачебного мастерства ради спасения и самоотверженного служения на благо человека.
Раздел II. Взаимоотношения «врач и пациент»
2.1. Отношение православного врача к пациенту изначально ориентировано на помощь, поддержку пациента и заботу о нем.
2.2. Православный врач готов к оказанию медицинской помощи любому нуждающемуся в различных обстоятельствах с одинаковым старанием и терпением независимо от благосостояния, социального положения, возраста, национальности, вероисповедания и убеждений пациента.
2.3. Православный врач направляет лечение больных к их пользе, соблюдает их права и интересы, не разглашая доверенные сведения даже после их смерти.
2.4. Православный врач уважает честь и достоинство пациента, проявляет доброжелательное и терпеливое отношение к нему и его близким.
2.5. Православный врач не участвует в действиях, связанных с преднамеренным лишением жизни пациента, даже по его просьбе или просьбе его близких.
2.6. Православный врач оказывает нравственную поддержку пациенту, находящемуся при смерти, облегчая физические и духовные страдания умирающего.
2.7. По просьбе пациента или его близких православный врач содействует приглашению к пациенту священнослужителя.
2.8. Православный врач, не отказывая больному в помощи, вправе не проводить тех видов медицинского вмешательства, которые противоречат его нравственным принципам.
2.9. Православный врач может работать в медицинских учреждениях разных форм финансирования. В своей профессиональной деятельности он исходит из традиций христианского врачевания (Мф. 10, 8 -10).
2.10. Православный врач не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому специалисту.
Раздел III. Взаимоотношения медицинских работников
3.1. Православный врач поддерживает честь и благородные традиции отечественной медицины и медицинского сообщества.
3.2. Православный врач с благодарностью и уважением относится к своим учителям, помогает им в их делах и нуждах.
3.3. Православный врач строит свои отношения с коллегами в соответствии с Евангельскими заповедями об отношении к ближним.
3.4. Православный врач, не подрывая авторитета коллег, должен исходить из пользы больного, руководствоваться христианскими принципами врачевания, а не корпоративными интересами.
3.5. Критика православным врачом действий коллег должна быть доброжелательной, конструктивной и определяться защитой интересов больного.
3.6. Православный врач анализирует врачебные ошибки своих коллег доброжелательно и беспристрастно.
3.7. Православный врач бескорыстно передает свои знания, умения и опыт врачевания коллегам и ученикам.
3.8. Православный врач в интересах больного обращается за советом к товарищам по профессии и сам не отказывает им в совете и помощи.
Раздел IV. Врач и научно-исследовательская деятельность
4.1. Православный врач добросовестно изучает медицинские науки и способствует их развитию.
4.2. Православный врач никогда не будет использовать свои научные знания в ущерб здоровью и безопасности пациента и (или) общества.
4.3. Православный врач полагает, что интересы науки и общества не могут превалировать над интересами человека.
4.4. Православный врач не должен участвовать в медицинских экспериментах или клинических испытаниях лекарственных средств с участием человека без получения его добровольного согласия.
4.5. Православный врач не применяет новые биомедицинские технологии без достаточных оснований и соблюдения баланса вреда и пользы для пациента.
Раздел V. Врач и общество
5.1. Деятельность православного врача осуществляется в интересах человека и на благо общества.
5.2. Православный врач осознает, что от его профессиональной деятельности зависит доверие общества к врачебному сообществу, безопасность человеческой жизни, стабильность моральных отношений в обществе.
5.3. Православный врач должен действовать таким образом, чтобы привести национальное законодательство в сфере охраны здоровья в соответствие с принципами христианской этики.
5.4. Православный врач должен осознавать свою ответственность перед обществом по вопросам общественного здоровья. Если состояние пациента представляет угрозу для общества, то лечение применяется с учетом интересов окружающих, с уведомлением об этом пациента.
5.5. Православный врач, понимая важность патологоанатомических исследований, не допускает пренебрежительного отношения к мертвому телу и надругательству над ним.
5.6. Православный врач имеет моральное право не участвовать в изъятии органов и (или) тканей с целью их трансплантации после смерти человека при отсутствии его прижизненного согласия в соответствии с его религиозными и моральными убеждениями.
5.7. Учитывая роль врача в обществе, православный врач должен принимать посильное участие в преодолении таких социальных явлений, как насилие в семье, жестокое обращение с детьми и пожилыми людьми. Православный врач не должен участвовать в действиях, унижающих достоинство человека.
5.8. Православный врач имеет моральное право отказаться от проведения операции по прерыванию беременности и стерилизации пациентов в соответствии со своими религиозными и моральными убеждениями, даже в условиях законодательной разрешенности таких медицинских вмешательств.
5.9. Православный врач имеет моральное право не участвовать в процедурах, связанных с искусственным оплодотворением в соответствии со своими религиозными и моральными убеждениями, даже в условиях законодательной разрешенности таких медицинских вмешательств.
5.10. Православный врач должен осознавать свою ответственность за действия, связанные с геномом человека. Генная терапия применяется с учетом интересов пациента и его родственников, с подробным согласованием всех заинтересованных сторон, только в терапевтических целях, исключая какие-либо евгенические задачи.
5.11. Православный врач обязан сохранять свою профессиональную независимость, участвуя в экспертизах, судах, консилиумах, комиссиях, консультациях, и отклонять попытки административного, политического, силового давления при оказании помощи больным и прежде всего заключенным, военнослужащим, руководителям высшего ранга, прибегая к юридической и общественной защите.