Фармация в странах Древнего Востока

1.3.Фармация в странах Древнего Востока

Управление и экономика фармации Лоскутова Е.Е. ТОМ 1

Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческо­му впервые в истории человечества произошел в странах Древнего Востока. Древний Восток — понятие условное, которое сохрани­лось с тех времен, когда страны, обозначаемые этим термином, либо составляли восточные области Римской империи (Египет, Сирия и др.), либо лежали к востоку от ее границ (Иран, Индия, Китай).

К источникам сведений о медицине древнего периода отно­сятся:

  • произведения письменности — папирусы, надписи на сар­кофагах, пирамидах, храмовых колоннах в Египте, клинописные записи на каменных монолитах и обожженных глиняных плитках в Месопотамии (Междуречье — между Тигром и Евфратом), ве­дическая (древняя индийская) литература, написанная до возникновения буддизма, медицинские книги Тибета, Китая. За ред­ким исключением все эти памятники медицинской письменно­сти либо написаны жрецами, либо обрабатывались ими, поэтому медицинские знания того времени предстают перед нами в мис­тической оболочке. Чтобы правильно использовать эти докумен­ты, надо уметь отделять содержащиеся там объективные факты от элементов мистики;
  • предметы материальной культуры — санитарно-гигиениче­ские сооружения: водопровод, построенный рабами в Древнем Риме, бани-термы, сады Семирамиды — одно из семи чудес све­та, предметы медицинского обихода;
  • законодательные акты, например свод законов Хаммурапи (царя Вавилонии в 1792 — 1750 гг. до н.э.);
  • религиозные книги (Коран, канон Авесты);
  • предметы изобразительного искусства (живопись, скульп­тура, графика) — сцены ухода за телом, производство операций.

Изучение перечисленных выше источников показывает, что в странах Древнего Востока формируются два направления враче­вания: народная медицина и теургическое врачевание, основан­ное на религиозных представлениях.

Лекарствоведение Древнего Египта.

С возникновением письмен­ности появляются первые медицинские тексты, содержащие опи­сания лекарств, способов их применения и приготовления. На­пример, в настоящее время известны более 10 древнеегипетских папирусов, в той или иной мере посвященных медицине. Самым знаменитым из них является папирус Эберса — «Книга приготов­ления лекарств для всех частей тела», датируемый 1550 г. до н.э. Он был найден в одной из фиванских гробниц кочевниками-арабами и продан известному египтологу Эберсу, который его рас­шифровал. Это самый большой из папирусов (склеен из 108 лис­тов, достигает 20,5 м в длину), содержащий около 900 рецептов для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, легких, глаз, уха, зубов, суставов. Известны также папирус Херста (1550 г. до н.э.) и Лейденский папирус (1250 г. до н.э.).

Уровень познаний в анатомии и физиологии у древних египтян сформировался благодаря бальзамированию, которому подверга­лись трупы человека и животных. Бальзамирование ограничива­лось приемами, которые не позволяли детально изучить челове­ческое тело: погружение в натриевую щелочь или раствор поваренной соли

Нет страницы 14,15

его возраста, пола, темперамента и давали больным в критиче­ские дни и времена года, когда необходимо удаление из организма созревших «испорченных жизненных соков». Например, рвотные давались один раз в 2 недели, кровопускание делали 2 раза в год при смене времен года.

Лечебные средства отличались большим разнообразием и при­менялись в различных формах: порошки, пилюли, настойки, от­вары, мази. Из средств животного происхождения использовались молоко, жир, кровь, желчь, железы животных, пиявки, шпан­ские мушки; минерального — драгоценные камни в качестве укреп­ляющего средства. Особым почетом пользовалась ртуть — ею ле­чили сифилис, а ее парами убивали насекомых. Золото считалось самым сильным укрепляющим средством, оно разбивалось на тон­кие листочки, раскалялось, затем 6 — 7 раз гасилось в масле, мо­локе и других жидкостях, которые и служили лекарствами. Таким образом, готовили снадобья из серебра, меди, железа. Особенно богатым был выбор ЛC растительного происхождения. Самый из­вестный и легендарный врач Древней Индии Сушрута оставил описание 760 лекарственных растений, некоторые из которых до сих пор не изучены. Применялись злаки, древесина, кора, коре­нья, цветы, плоды, ягоды.

Для древнеиндийских врачей обязательным было знание ядов и противоядий, так как считалось, что враги раджи, злые жен­щины и неблагодарные слуги могут отравить пищу, кроме того, индусы страдали от укусов змей (Сушрута насчитывал до 80 ядо­витых змей и указывал способы их лечения). Об уважительном отношении древнеиндийских врачей к лекарству свидетельствует изречение Сушруты о том, что в руках невежды лекарство — это яд и по своему действию оно может быть сравнимо с ножом, огнем или светом, в то время как в руках сведущих людей оно уподобляется напитку бессмертия. Постепенное накопление зна­ний в различных отраслях древнеиндийской медицины способ­ствовало дальнейшему развитию лекарствоведения.

Лекарствоведение в тибетской медицине.

Основным источни­ком изучения тибетской медицины является книга «Чжуд-ши», автором которой, по мнению одних ученых, является врач Цо- Жед-Шон-Ну, по мнению других — врач Ютог-Йондан-Гонпо (тибетские ламы считают автором Будду).

Краеугольным камнем тибетской медицины является понятие о трех началах всего существующего в природе — газе, слизи и жид­кости. Эти элементы находятся в постоянном движении и опре­деляют темперамент человека. Гармоническое их сочетание означа­ет физиологическую норму, нарушение — патологию. Процесс ле­чения — это подъем по лестнице из нескольких ступеней: 1-я сту­пень— советы о безвредном образе жизни; 2-я ступень — нор­мальная диета; 3-я ступень — лекарство; 4-я ступень — нож. Наи­более сложными считались детские и женские болезни: «труднее вылечить одну женщину, чем 10 мужчин, и одного младенца, чем 10 женщин» (Петров Б. Д. Медицина рабовладельческого общества)

Лекарственная терапия тибетской медицины разнообразна и характеризуется тремя

принципами:

  • применение природных продуктов;
  • лечение противоположного противоположным (го­рячие болезни лечатся прохладительными средствами, при лече­нии болезней холодной патологии — согревающие средства);
  • те­чение болезни зависит от состояния желудочно-кишечного тракта.

Тибетская медицина использует в качестве Л С вещества, изле­чивающие нарушенные восприятие, употребление, всасывание, усвоение, удаление, очищение, расходование воздуха.

Ассортимент лекарственных веществ Древнего Тибета состав­лял более 1000 наименований, которые классифицировались:

  • по растительному происхождению (до 500 лекарственных растений): белена, чилибуха, ревень, валерьяна, корень солодки, мята, горечавка, кипарис, шафран, бузина, кокосовая пальма, вино, лук и т.д.;
  • животному происхождению: бобровая струя (содержание по­ловых желез русского и американского бобров), струя антилопы каборги, неокостеневшие рога молодых оленей (панты), мед, молоко, кумыс, яйца птицы и т.д.;
  • минеральному происхождению — на три группы (драгоцен­ности, камни, земля).

К драгоценностям с лечебными свойствами относили золото, серебро, медь, жемчуг, кораллы, бирюзу. Считалось, что они обладают дезинфицирующими, антитоксическими, нейтрализу­ющими свойствами и способны удлинять жизнь. Тибетские ме­дики полагали, что отвары, порошки растительного происхож­дения, а также лечебные масла при частом применении переста­ют оказывать терапевтическое действие, и тогда надо применять лекарства из драгоценностей, которые лечат все 404 болезни, насланные злыми духами. По мнению восточных врачей, не су­ществовало болезни, которая не лечилась бы ими, а здоровому человеку эти лекарства служат эликсиром. К лечебным камням относили полевой шпат, малахит, сталактиты и сталагмиты, соли хлорида и сульфата натрия, различные руды, ими лечили гной­ные раны, переломы костей, перитонит и различные септиче­ские и воспалительные процессы. К лекарствам из земли — алю­миниевые квасцы, препараты соды, гипс, селитру, глину, му­мие, безоар.

При лечении заболеваний тибетская медицина до сих пор пользуется многокомпонентными лекарственными составами, принципы составления которых заключаются в следующей после­довательности включения компонентов:

  • коррекция систем ре­гуляции;
  • уравновешивание тепла и холода в организме;
  • целевое воздействие на определенную ткань или орган;
  • спе­цифическое противосимптомное действие;
  • доставка препарата к месту действия (мед, патока, сахар).

Роль каждого из компонен­тов была известна и в зависимости от функции, выполняемой ими в составе сложного препарата, определялась терминами, за­имствованными из социальной сферы: «царь», «царица», «царе­вичи», «министры», «советники», «военачальники», «воины», «хо­лопы», «простолюдины». Отдельные JTC, которые обладали ле­чебными свойствами определенной направленности в максималь­ной степени, также назывались «царями». Так, камфара считалась «царем прохладительных средств», красный перец — «царем го­рячительных». Основа лекарственного препарата называлась «конь».

Число компонентов в сложных препаратах могло достигать 100. Однако такие сложные составы, так же, как и одно-, двухкомпо­нентные, применяли достаточно редко. Обычно число компонен­тов было от 3 до 25 — 35, в зависимости от характера патологии.

В качестве лекарственных форм использовались настои, отва­ры, порошки, пилюли, масляные лекарства, дэгу. Существовали и особые, секретные формы, такие как зольные лекарства, алко­гольные лекарства (чан), кханда (сгущенные отвары). Дэгу пред­ставляли собой лекарства в форме густой патокообразной массы, включающей хорошо измельченные лекарственные вещества, ос­новой для приготовления которых служили масло, мед, патока, сахар. Зольные лекарства готовили густыми, чтобы они не растекались, и помещали в глиняный сосуд, отверстие которого зама­зывали глиной с песком, сосуд вместе с содержимым сжигали на ровном огне — озоливали. Золу вынимали, измельчали и приме­няли в виде порошка или пилюль, основой которых являлась па­тока. Алкогольные лекарства (чан) готовили следующим образом: закваска заливалась настоем или отваром лекарственных трав, экстракция действующих начал из трав происходила в процессе созревания. Различали медовый чан, чан из патоки, масляный чан.

Современные врачеватели Индии и Тибета до сих пор исполь­зуют лечебные средства народной медицины, например лекар­ственные шарики, в состав которых входят растительное и живот­ное сырье, минералы, драгоценности, их заворачивают в разноцветные шелковые лоскутки и называют драгоценными. Этими средствами они излечивают такие неизлечимые, по нашим поня­тиям, болезни, как бронхиальная астма, псориаз, ранние формы рака. Тибетские медики говорили, чтобы прожить весь век в здоровье, следует отбросить вредные привычки, порочное поведе­ние, так как они удручают тело и органы чувств. Тибетцы отлича­лись любовью к физической культуре: для оздоровления рекомен­довались верховая езда, борьба, хождение по горам, охота, купа­ние в открытых водоемах. Тибетские врачеватели утверждали, что нет в природе такого вещества, которое не годилось бы в качестве лекарства, и что если посмотреть на природу взглядом врача, ищу­щего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств.

Одно время к тибетской медицине относились резко отрица­тельно из-за религиозно-мистических наслоений, не признавали как научную систему, да и сейчас еще рассматривают ее только как часть общей культуры тибетского народа.

Лекарствоведение Древнего Китая.

Основой традиционной ки­тайской медицины являются древнекитайские философские уче­ния о пяти «первоэлементах» (металл, вода, дерево, огонь, зем­ля) и двух противоположных началах («инь» и «янь»). Все процес­сы в организме сводились к их взаимодействию. Здоровье рассмат­ривалось как результат их равновесия, болезнь — как нарушение правильного взаимодействия. Характерными особенностями древ­некитайского врачевания являются такие терапевтические при­емы, как массаж, акупунктура, мокса. Акупунктура заключалась во введении иглы в больной орган или отдаленную от него точку. Мокса состояла в прижигании больного места или отдаленной от него точки пучками горящей травы, чаще всего полыни. В каче­стве ведущего был принцип лечения противоположного противо­положным, т.е. болезни горячей этиологии лечились холодом, и наоборот.

В основном в древнекитайской медицине использовали ЛС ра­стительного происхождения. В самом распространенном источни­ке сведений о медицине Древнего Китая «Ней-цзин» — «Трактате о внутреннем» — приводится 900 названий лекарственных расте­ний, которые назначались в соответствии со следующим принци­пом:

  • головки и верхние части растений — при болезнях верхнего пояса тела человека,
  • стебли растений — среднего пояса,
  • корни — мышц и кожи,
  • сердцевина — внутренностей.

Особенно популяр­ны были женьшень, лимонник, ревень, эфедра, чай, лук, чес­нок, морские водоросли, имбирь, калган, корица, мускатный цвет, орехи бетеля, тунговое масло и др. Лекарственные средства животного происхождения также были широко представлены: пан­ты, струя каборги, коконы шелкопряда, свежая печень морских рыб, мускус. Почти каждое животное служило источником како­го-либо ЛС: во врачевании использовались кожа слона; кровь, печень, сердце, когти тигра; панцирь и голова черепахи и т.д. Из средств минерального происхождения применяли сурьму, желе­зо, серу, ртуть, соединения меди и серебра. Из драгоценных кам­ней особым уважением пользовался нефрит.

В Древнем Китае впервые была разработана классификация ЛС по фармакологическим свойствам: в отдельные группы выделя­лись слабительные, чихательные, кровопускательные и многие другие. Благодаря древнекитайским врачевателям в мировую фар­макопею было введено множество ЛC из окружающей природы, терапия отличалась более тщательным отбором JIC и их классифи­кацией.

А Вам помог наш сайт? Мы будем рады если Вы оставите несколько хороших слов о нас.
Категории
Рекомендации
Можно выбрать
Интересное
А знаете ли вы, что нажав сочетание клавиш Ctrl+F - можно воспользоваться поиском по сайту?
X
Copyrights © 2015: FARMF.RU - тесты, лекции, обзоры
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru