1.3.Фармация в странах Древнего Востока
Управление и экономика фармации Лоскутова Е.Е. ТОМ 1
Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошел в странах Древнего Востока. Древний Восток — понятие условное, которое сохранилось с тех времен, когда страны, обозначаемые этим термином, либо составляли восточные области Римской империи (Египет, Сирия и др.), либо лежали к востоку от ее границ (Иран, Индия, Китай).
К источникам сведений о медицине древнего периода относятся:
- произведения письменности — папирусы, надписи на саркофагах, пирамидах, храмовых колоннах в Египте, клинописные записи на каменных монолитах и обожженных глиняных плитках в Месопотамии (Междуречье — между Тигром и Евфратом), ведическая (древняя индийская) литература, написанная до возникновения буддизма, медицинские книги Тибета, Китая. За редким исключением все эти памятники медицинской письменности либо написаны жрецами, либо обрабатывались ими, поэтому медицинские знания того времени предстают перед нами в мистической оболочке. Чтобы правильно использовать эти документы, надо уметь отделять содержащиеся там объективные факты от элементов мистики;
- предметы материальной культуры — санитарно-гигиенические сооружения: водопровод, построенный рабами в Древнем Риме, бани-термы, сады Семирамиды — одно из семи чудес света, предметы медицинского обихода;
- законодательные акты, например свод законов Хаммурапи (царя Вавилонии в 1792 — 1750 гг. до н.э.);
- религиозные книги (Коран, канон Авесты);
- предметы изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика) — сцены ухода за телом, производство операций.
Изучение перечисленных выше источников показывает, что в странах Древнего Востока формируются два направления врачевания: народная медицина и теургическое врачевание, основанное на религиозных представлениях.
Лекарствоведение Древнего Египта.
С возникновением письменности появляются первые медицинские тексты, содержащие описания лекарств, способов их применения и приготовления. Например, в настоящее время известны более 10 древнеегипетских папирусов, в той или иной мере посвященных медицине. Самым знаменитым из них является папирус Эберса — «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», датируемый 1550 г. до н.э. Он был найден в одной из фиванских гробниц кочевниками-арабами и продан известному египтологу Эберсу, который его расшифровал. Это самый большой из папирусов (склеен из 108 листов, достигает 20,5 м в длину), содержащий около 900 рецептов для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, легких, глаз, уха, зубов, суставов. Известны также папирус Херста (1550 г. до н.э.) и Лейденский папирус (1250 г. до н.э.).
Уровень познаний в анатомии и физиологии у древних египтян сформировался благодаря бальзамированию, которому подвергались трупы человека и животных. Бальзамирование ограничивалось приемами, которые не позволяли детально изучить человеческое тело: погружение в натриевую щелочь или раствор поваренной соли
Нет страницы 14,15
его возраста, пола, темперамента и давали больным в критические дни и времена года, когда необходимо удаление из организма созревших «испорченных жизненных соков». Например, рвотные давались один раз в 2 недели, кровопускание делали 2 раза в год при смене времен года.
Лечебные средства отличались большим разнообразием и применялись в различных формах: порошки, пилюли, настойки, отвары, мази. Из средств животного происхождения использовались молоко, жир, кровь, желчь, железы животных, пиявки, шпанские мушки; минерального — драгоценные камни в качестве укрепляющего средства. Особым почетом пользовалась ртуть — ею лечили сифилис, а ее парами убивали насекомых. Золото считалось самым сильным укрепляющим средством, оно разбивалось на тонкие листочки, раскалялось, затем 6 — 7 раз гасилось в масле, молоке и других жидкостях, которые и служили лекарствами. Таким образом, готовили снадобья из серебра, меди, железа. Особенно богатым был выбор ЛC растительного происхождения. Самый известный и легендарный врач Древней Индии Сушрута оставил описание 760 лекарственных растений, некоторые из которых до сих пор не изучены. Применялись злаки, древесина, кора, коренья, цветы, плоды, ягоды.
Для древнеиндийских врачей обязательным было знание ядов и противоядий, так как считалось, что враги раджи, злые женщины и неблагодарные слуги могут отравить пищу, кроме того, индусы страдали от укусов змей (Сушрута насчитывал до 80 ядовитых змей и указывал способы их лечения). Об уважительном отношении древнеиндийских врачей к лекарству свидетельствует изречение Сушруты о том, что в руках невежды лекарство — это яд и по своему действию оно может быть сравнимо с ножом, огнем или светом, в то время как в руках сведущих людей оно уподобляется напитку бессмертия. Постепенное накопление знаний в различных отраслях древнеиндийской медицины способствовало дальнейшему развитию лекарствоведения.
Лекарствоведение в тибетской медицине.
Основным источником изучения тибетской медицины является книга «Чжуд-ши», автором которой, по мнению одних ученых, является врач Цо- Жед-Шон-Ну, по мнению других — врач Ютог-Йондан-Гонпо (тибетские ламы считают автором Будду).
Краеугольным камнем тибетской медицины является понятие о трех началах всего существующего в природе — газе, слизи и жидкости. Эти элементы находятся в постоянном движении и определяют темперамент человека. Гармоническое их сочетание означает физиологическую норму, нарушение — патологию. Процесс лечения — это подъем по лестнице из нескольких ступеней: 1-я ступень— советы о безвредном образе жизни; 2-я ступень — нормальная диета; 3-я ступень — лекарство; 4-я ступень — нож. Наиболее сложными считались детские и женские болезни: «труднее вылечить одну женщину, чем 10 мужчин, и одного младенца, чем 10 женщин» (Петров Б. Д. Медицина рабовладельческого общества)
Лекарственная терапия тибетской медицины разнообразна и характеризуется тремя
принципами:
- применение природных продуктов;
- лечение противоположного противоположным (горячие болезни лечатся прохладительными средствами, при лечении болезней холодной патологии — согревающие средства);
- течение болезни зависит от состояния желудочно-кишечного тракта.
Тибетская медицина использует в качестве Л С вещества, излечивающие нарушенные восприятие, употребление, всасывание, усвоение, удаление, очищение, расходование воздуха.
Ассортимент лекарственных веществ Древнего Тибета составлял более 1000 наименований, которые классифицировались:
- по растительному происхождению (до 500 лекарственных растений): белена, чилибуха, ревень, валерьяна, корень солодки, мята, горечавка, кипарис, шафран, бузина, кокосовая пальма, вино, лук и т.д.;
- животному происхождению: бобровая струя (содержание половых желез русского и американского бобров), струя антилопы каборги, неокостеневшие рога молодых оленей (панты), мед, молоко, кумыс, яйца птицы и т.д.;
- минеральному происхождению — на три группы (драгоценности, камни, земля).
К драгоценностям с лечебными свойствами относили золото, серебро, медь, жемчуг, кораллы, бирюзу. Считалось, что они обладают дезинфицирующими, антитоксическими, нейтрализующими свойствами и способны удлинять жизнь. Тибетские медики полагали, что отвары, порошки растительного происхождения, а также лечебные масла при частом применении перестают оказывать терапевтическое действие, и тогда надо применять лекарства из драгоценностей, которые лечат все 404 болезни, насланные злыми духами. По мнению восточных врачей, не существовало болезни, которая не лечилась бы ими, а здоровому человеку эти лекарства служат эликсиром. К лечебным камням относили полевой шпат, малахит, сталактиты и сталагмиты, соли хлорида и сульфата натрия, различные руды, ими лечили гнойные раны, переломы костей, перитонит и различные септические и воспалительные процессы. К лекарствам из земли — алюминиевые квасцы, препараты соды, гипс, селитру, глину, мумие, безоар.
При лечении заболеваний тибетская медицина до сих пор пользуется многокомпонентными лекарственными составами, принципы составления которых заключаются в следующей последовательности включения компонентов:
- коррекция систем регуляции;
- уравновешивание тепла и холода в организме;
- целевое воздействие на определенную ткань или орган;
- специфическое противосимптомное действие;
- доставка препарата к месту действия (мед, патока, сахар).
Роль каждого из компонентов была известна и в зависимости от функции, выполняемой ими в составе сложного препарата, определялась терминами, заимствованными из социальной сферы: «царь», «царица», «царевичи», «министры», «советники», «военачальники», «воины», «холопы», «простолюдины». Отдельные JTC, которые обладали лечебными свойствами определенной направленности в максимальной степени, также назывались «царями». Так, камфара считалась «царем прохладительных средств», красный перец — «царем горячительных». Основа лекарственного препарата называлась «конь».
Число компонентов в сложных препаратах могло достигать 100. Однако такие сложные составы, так же, как и одно-, двухкомпонентные, применяли достаточно редко. Обычно число компонентов было от 3 до 25 — 35, в зависимости от характера патологии.
В качестве лекарственных форм использовались настои, отвары, порошки, пилюли, масляные лекарства, дэгу. Существовали и особые, секретные формы, такие как зольные лекарства, алкогольные лекарства (чан), кханда (сгущенные отвары). Дэгу представляли собой лекарства в форме густой патокообразной массы, включающей хорошо измельченные лекарственные вещества, основой для приготовления которых служили масло, мед, патока, сахар. Зольные лекарства готовили густыми, чтобы они не растекались, и помещали в глиняный сосуд, отверстие которого замазывали глиной с песком, сосуд вместе с содержимым сжигали на ровном огне — озоливали. Золу вынимали, измельчали и применяли в виде порошка или пилюль, основой которых являлась патока. Алкогольные лекарства (чан) готовили следующим образом: закваска заливалась настоем или отваром лекарственных трав, экстракция действующих начал из трав происходила в процессе созревания. Различали медовый чан, чан из патоки, масляный чан.
Современные врачеватели Индии и Тибета до сих пор используют лечебные средства народной медицины, например лекарственные шарики, в состав которых входят растительное и животное сырье, минералы, драгоценности, их заворачивают в разноцветные шелковые лоскутки и называют драгоценными. Этими средствами они излечивают такие неизлечимые, по нашим понятиям, болезни, как бронхиальная астма, псориаз, ранние формы рака. Тибетские медики говорили, чтобы прожить весь век в здоровье, следует отбросить вредные привычки, порочное поведение, так как они удручают тело и органы чувств. Тибетцы отличались любовью к физической культуре: для оздоровления рекомендовались верховая езда, борьба, хождение по горам, охота, купание в открытых водоемах. Тибетские врачеватели утверждали, что нет в природе такого вещества, которое не годилось бы в качестве лекарства, и что если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать, что мы живем в мире лекарств.
Одно время к тибетской медицине относились резко отрицательно из-за религиозно-мистических наслоений, не признавали как научную систему, да и сейчас еще рассматривают ее только как часть общей культуры тибетского народа.
Лекарствоведение Древнего Китая.
Основой традиционной китайской медицины являются древнекитайские философские учения о пяти «первоэлементах» (металл, вода, дерево, огонь, земля) и двух противоположных началах («инь» и «янь»). Все процессы в организме сводились к их взаимодействию. Здоровье рассматривалось как результат их равновесия, болезнь — как нарушение правильного взаимодействия. Характерными особенностями древнекитайского врачевания являются такие терапевтические приемы, как массаж, акупунктура, мокса. Акупунктура заключалась во введении иглы в больной орган или отдаленную от него точку. Мокса состояла в прижигании больного места или отдаленной от него точки пучками горящей травы, чаще всего полыни. В качестве ведущего был принцип лечения противоположного противоположным, т.е. болезни горячей этиологии лечились холодом, и наоборот.
В основном в древнекитайской медицине использовали ЛС растительного происхождения. В самом распространенном источнике сведений о медицине Древнего Китая «Ней-цзин» — «Трактате о внутреннем» — приводится 900 названий лекарственных растений, которые назначались в соответствии со следующим принципом:
- головки и верхние части растений — при болезнях верхнего пояса тела человека,
- стебли растений — среднего пояса,
- корни — мышц и кожи,
- сердцевина — внутренностей.
Особенно популярны были женьшень, лимонник, ревень, эфедра, чай, лук, чеснок, морские водоросли, имбирь, калган, корица, мускатный цвет, орехи бетеля, тунговое масло и др. Лекарственные средства животного происхождения также были широко представлены: панты, струя каборги, коконы шелкопряда, свежая печень морских рыб, мускус. Почти каждое животное служило источником какого-либо ЛС: во врачевании использовались кожа слона; кровь, печень, сердце, когти тигра; панцирь и голова черепахи и т.д. Из средств минерального происхождения применяли сурьму, железо, серу, ртуть, соединения меди и серебра. Из драгоценных камней особым уважением пользовался нефрит.
В Древнем Китае впервые была разработана классификация ЛС по фармакологическим свойствам: в отдельные группы выделялись слабительные, чихательные, кровопускательные и многие другие. Благодаря древнекитайским врачевателям в мировую фармакопею было введено множество ЛC из окружающей природы, терапия отличалась более тщательным отбором JIC и их классификацией.