1.5. Фармация в средние века
Управление и экономика фармации Лоскутова Е.Е. ТОМ 1
На развитие фармации в средние века большое влияние оказала алхимия. Алхимию часто называют герметическим искусством, так как, по преданиям, она восходит к Гермесу Трисмегисту — легендарному египетскому фараону, которому приписывают создание нескольких алхимических трактатов, в том числе и самого короткого из них — «Изумрудной скрижали». На изумрудной пластине, найденной в усыпальнице Гермеса воинами Александра Македонского, были вырезаны следующие строки:
«Это верно, без обмана, истинно и справедливо!
То, что внизу, как то, что вверху, и то, что вверху, как то, что внизу, для того, чтобы совершить чудеса одного и того же. И подобно тому как все предметы произошли из Одного, по мысли Одного, так все они произошли из этого вещества, путем его применения.
Его отец — Солнце, его мать — Луна; Ветер носил его в своем чреве, Земля — его кормилица. Он — отец всякого совершенства во Вселенной. Его могущество безгранично на Земле.
Отдели землю от огня, тонкое от грубого, осторожно, с большим искусством. Это вещество поднимается от земли к небу и тотчас снова нисходит на землю. Оно собирает силу и верхних и нижних вещей.
И ты получишь славу мира, и всякий мрак удалится от тебя.
Это могущественная сила всякой силы, она уловит все неуловимое и проникнет во все непроницаемое, потому что так сотворен мир.
Вот источник удивительных применений… Вот почему я был назван Гермесом Трижды Величайшим, владеющим Тремя отделами Всеобщей философии. Я сказал здесь все о деле Солнца» (Садуль Ж. Сокровище алхимиков).
Алхимия возникла в Древнем Египте в III —IV вв. до н.э. (египетской царице Клеопатре даже приписывают сочинение «Хрисопея» (Златоделие), но широкое развитие она получила лишь в XI —XIV вв. в Западной Европе. Главной целью алхимиков был поиск так называемого «философского камня» для получения «эликсира долголетия», позволяющего многократно увеличить интеллектуальные и духовные возможности человека. Процесс превращения неблагородных металлов в золото или серебро являлся лишь контрольным этапом, позволяющим убедиться, что полученное вещество действительно философский камень. Мало кто из алхимиков был богат, так как не это было целью их жизни. Благодаря алхимикам шло количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись руководства по производству разнообразных веществ (от ЛC до красителей), ими были предложены и усовершенствованы методы перегонки, возгонки, осаждения, фильтрации, кристаллизации, изобретена водяная баня, перегонный куб и другое оборудование для химических лабораторий.
Европейскому периоду развития алхимии предшествовал арабский. Арабскими алхимиками впервые были получены азотная и хлористоводородная кислоты, хлорная известь, препараты ртути, нитрат серебра, спирт. Основа фармации арабского Востока была заложена алхимиками. В трудах арабских ученых почти полностью отсутствовали мистика и таинственность, свойственные европейским алхимикам, ими первыми были введены правила приготовления лекарств. В 840 г. издана первая в мире фармакопея «Карабадин», авторство которой приписывают Сабур-ибн-Сахелю, представителю медико-фармацевтической школы в Джонджабуре (персидская провинция Хоцисган). В лечебной практике арабские ученые избегали применения сильнодействующих веществ и для ослабления их действия рекомендовали добавлять к ним лимонный сок, фиалковый корень. Широко применялись легкие слабительные средства, такие, как лист сенны, тамаринды. Арабы ввели в медицинскую практику сахар (вместо меда) и лекарственные сиропы, использовали для лечения корицу, мускатный орех, гвоздику. Рецепты отличались сложностью, включали до 60 ингредиентов. Готовили такие лекарственные формы, как пилюли, кашки, пластыри, душистые масла. Память об этом периоде развития фармации сохранилась в виде терминов арабского происхождения, таких, как юлеп (розовая вода), камфора, безоар, алкоголь. Развитию фармации на Востоке способствовало возникновение и распространение аптек. Первая аптека была открыта в Багдаде в 754 г. калифом Альманзором (слово «аптека» греческого происхождения и обозначает склад, кладовую, помещение для хранения). Позже арабы перенесли устройство аптек в свои европейские владения, и из Салерно, Кордовы, Таледо они распространились по всему миру.
Рис. 1.4. Авиценна
Среди ученых Востока особое место занимает Авиценна (Абу-Али ал-Хусе- ин ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина, 980—1037) (рис. 1.4). Авиценна был разносторонне образованным человеком: он многое сделал в области астрономии, физики, химии, геологии, географии, поэзии, музыки, философии. Особенно велики его заслуги в области медицины и фармации. Роль Авиценны в развитии человеческой культуры настолько значительна, что в 1980 г. по решению ЮНЕСКО весь мир отмечал тысячелетие со дня его рождения.
Авиценна — автор пятитомного труда «Канон врачебной науки», охватывающего вопросы анатомии, физиологии, патологии, терапии, фармации, гигиены. Первый том «Канона» посвящен теоретическим основам медицины и содержит очерк анатомии человека. Во втором томе дано описание простых лекарств растительного, животного и минерального происхождения. Третий том посвящен описанию болезней и способов их лечения. Четвертая книга уделяет много внимания ядам и противоядиям. В пятой книге «Канона» даны различные сложные лекарственные формы, технология их изготовления и способы применения. Всего Авиценна перечисляет 2 600 лекарственных веществ, из которых 1 400 растительного происхождения. Среди них прописи лепешек, порошков, сиропов, пилюль, мазей, пластырей, лекарственных масел.
Авиценна требовал производить предварительную проверку действия лекарств на животных и только после этого применять для лечения людей. В XII в. «Канон» перевели на латинский язык, и в течение пяти столетий он был настольной книгой европейских врачей.
Во время расцвета арабской культуры на Востоке Западная Европа находилась в состоянии экономического и культурного упадка. Господствовала церковная схоластика, исходившая из положения, что знания даны человеку готовыми, любые открытия отрицались, а люди, высказывавшие новые идеи, объявлялись еретиками. Практически единственным центром медицинской мысли на Западе была медицинская школа, основанная в IX в. в старинном портовом городе Салерно на юге Италии вблизи Неаполя. Школа в Салерно имела светский характер и продолжала лучшие традиции античной медицины. Слава о ней была так велика, что даже после появления в Салерно школ философов и юристов его называли городом Гиппократа. В 1076 г. город был занят крестоносцами, а школа превращена в центр подготовки врачей, которые должны были сопровождать армию во время крестовых походов и организовывать госпитали в Европе. Возникла необходимость унификации методов приготовления лекарств, для чего ректором Салернской школы Николаем в 1140 г. была составлена первая в Европе фармакопея «Антидотарий», где впервые были введены унифицированные меры аптекарского веса (гран, скрупул, драхма, унция, либра), позднее получившие название «нюрнбергский вес» и употреблявшиеся вплоть до введения метрической системы (отменены в сентябре 1899 г.). Соотношение этих единиц с единицами метрического веса следующее: 1 гран составляет 0,062 г; 1 скрупул = 20 гран = 1,243 г; 1 драхма = 3 скрупулы = 3,73 г; 1 унция = 8 драхм = 29,86 г; 1 либра = 12 унций = = 358,32 г. Условные значки, обозначавшие меры «нюрнбергского веса», своим прототипом имели египетские цифры.
В 1224 г. императором Священной Римской империи Фридрихом II был издан декрет, разделивший права и обязанности врачей и фармацевтов. Этот декрет положил начало выделению фармации в самостоятельную специальность и дисциплину. Им же были установлены клятва фармацевтов, готовящих лекарственные препараты, правила хранения и отпуска ядов. Врачам запрещалось содержать аптеки, снабжать лекарствами больных, вступать с ними в торговые отношения. Аптекари, в свою очередь, не имели права лечить больных, вводилась ревизия аптек. Салернской медицинской школе единственной было дано право присвоения звания врача, без лицензии этой школы заниматься медициной было запрещено. Фармацевтам запрещалось реализовывать лекарства, не будучи проэкзаменованными медицинским факультетом и не имея на то специального удостоверения. Салернская школа установила 4 степени для выпускников:
- 1 степень — лиценциат — получали лица, прошедшие основной курс какой-либо дисциплины. Например, уход за больными, приготовление лекарственных смесей из готовых материалов;
- 2 степень — бакалавр — получали лица, которым доверяли обучение других;
- 3степень — магистр — получали лица, в совершенстве овладевшие какой-либо наукой и способные передавать эти знания другим;
- 4 степень — доктор — получали лица, самостоятельно развивающие учение (доктрину).
Известный средневековый врач и философ Арнольд де Виланова (1240—1313) написал «Салернский кодекс здоровья» — один из самых знаменитых трудов этой школы, гигиенические и санитарные предписания которого не утратили своего значения до настоящего времени. Медицинская школа Салерно в отличие от других средневековых школ была основана не духовенством и носила светский характер. В ее создании участвовали многие горожане, которые в благодарность за помощь школе освобождались от уплаты налогов. Еще одним отличием Салернской школы было то, что среди ее профессоров имелось немало женщин:
- Абелла — автор трактатов «О черной желчи», «О природе человеческого семени»;
- Тротула — «О женских болезнях», «О составлении лекарств»;
- Ребекка Гуарна — «О лихорадке», «О моче», «О зародыше»;
- Константа Календа — доктор медицины, дочь декана Неаполитанской медицинской школы;
- Меркуриадис — знаменита как хирург.
Салернская школа оказала огромное влияние на развитие медицины во всем мире.
Развитие науки привело к значительному обогащению лекарственного каталога. Изготовление и усовершенствование фармацевтических препаратов сосредоточивалось в аптечных лабораториях, которые стали колыбелью фармацевтической химии.
Рис. 1.5. Парацельс
Самый большой вклад в развитие фармации XVI в. внес Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493 — 1541) — создатель лечебной химии, или ятрохимии (рис. 1.5). Парацельс родился в семье врача в Айнзидельне, близ Цюриха (Швейцария). Парацельс — «подобный Цельсу», добавочное имя, принятое Теофрастом Гогенгеймом после окончания университета.
Ятрохимики считали, что живой организм — это сочетание определенных химических веществ, болезни — отклонение химического состава организма от нормы.
Для восстановления нарушенного равновесия надо воздействовать на организм химическими средствами. Парацельс ввел в европейскую медицинскую практику употребление препаратов ртути, меди, сурьмы, железа, мышьяка, ему принадлежит знаменитое высказывание о задаче химии, которая состоит не в том, чтобы делать золото или серебро, а в том, чтобы готовить лекарства. Он развил представление о дозировке лекарств (все есть яд и ничто не лишено ядовитости, одна только доза делает яд незаметным). Парацельс впервые стал готовить химически чистые
препараты и выделил признаки, позволившие сулить о чистоте препаратов. Ученый не испытывал новые ЛC, и предложенные им препараты вызывали большое количество отравлений, поэтому в некоторых городах они были запрещены (например, в Париже в 1566 г.).
Парацельс считал, что лекарственным действием обладает не само растение, а вещества, в нем заключающиеся, и рекомендовал выделять их в возможно чистом виде с помощью спирта. Препараты, изготовленные по Парацельсу, получили название Medicamenta spagirica (от spao — тяну и ageiго — собираю) в отличие от Medicamenta galenica, которые получали с помощью других растворителей (воды, вина, уксуса, меда) и которые, по мнению ученого, были менее эффективны.
Получить действующее вещество в чистом виде не удалось, но благодаря опытам Парацельса и его последователей в аптеках стали готовить новые препараты, такие, как «золотая тинктура», «железная тинктура» (жидкие лекарственные препараты, содержащие золото и железо соответственно) или «лауданум», в состав которого входил опий (рис. 1.6). Парацельс был сторонником учения о сигнатурах, согласно которому цвет, вкус и запах растения указывают на заболевание, при котором оно может применяться. Например, растение с желтыми цветами — при лечении желтухи и т.д. К причинам болезни он относил влияние планет, ненависть другого человека и т. п.
Рис. 1.6. Средневековые аптекарские штангласы
Влияние ятрохимиков привело к возникновению новых фармакопей, были написаны труды по ревизии аптек, улучшению работы которых Парацельс уделял много внимания. В послании к магистрату г. Базеля он писал: «Имеются еще неполадки в аптеках, кои в будущем могут мне, а также и больным, к большой невыгоде и вреду послужить; надлежит, чтобы они, когда сие понадобится, сведущими людьми посещались, дабы все, что может ко вреду послужить и во вред обратиться, было бы изъято и оставлено, а также, чтобы была взята клятва и о негодных рецептах городскому лекарю доносить… Также надлежит, чтобы ни один аптекарь с докторами общения не имел, даров от них не получал и в дележ с ними не вступал. Также испытать надлежит, достаточно ли аптекари в своем деле опытны и искусны, дабы через их невежество ни одному больному в отношении его тела беды не приключилось и дабы лекарства были приготовляемы самими аптекарями, а не их малолетними учениками…» (Проскуряков В. Парацельс).
Беспощадно отрицая все авторитеты, Парацельс страстно пропагандировал свое новое учение, читая лекции не на латинском, как тогда было принято, а на немецком языке, что приводило к большему распространению в обществе его взглядов. Непримиримая вражда с противниками привела к появлению многочисленных врагов, пытавшихся его убить. «Ни у одного человека в мире не было столько врагов и хулителей; ни у одного человека в мире не было столько приверженцев и восторженных поклонников», — писал о Парацельсе французский историк XVIП в. Лангле дю Френуа. Профессор В. А. Тихомиров, читавший курс лекций по фармации в МГУ на рубеже XIX—XX вв., так оценил значение этого человека: «Период от конца XV столетия до начала XVIII столетия может быть назван парацельсовским, … так как Парацельс, подобно своему современнику Лютеру, принадлежит к числу великих реформаторов своего века; он ревностно заботился о введении в число лекарств неорганических препаратов вместо употреблявшихся до тех пор по преимуществу трав, корней и корок. Парацельс по справедливости должен считаться основателем фармацевтической химии» (Тихомиров В. А. Курс фармации).