7.1. Фармакоэкономический анализ и формулярная система
Управление и экономика фармации Лоскутова Е.Е. ТОМ 1
Сопоставить затраты и преимущества, получаемые при различном использовании ограниченных материальных и финансовых ресурсов, позволяет фармакоэкономический анализ.
Фармакоэкономический анализ — совокупность способов и приемов, позволяющих дать оценку экономических преимуществ сравниваемых медицинских и фармацевтических объектов.
Поскольку любое ограничение ресурсов делает выбор неизбежным, фармакоэкономический анализ дает возможность сделать этот выбор более рациональным и более эффективно расходовать средства государственного бюджета. Основными методами фармакоэкономического анализа в мировой практике признаны:
- анализ «стоимости лечения болезни» (cost of illness analysis);
- анализ «стоимость—эффективность» (cost-effectiveness analysis),
- анализ «стоимость — минимизация» (cost minimization analysis);
- анализ «стоимость—польза» (cost-utility analysis);
- анализ «стоимость—выгода» (cost-benefit analysis).
Расчет эффективности затрат, вложенных в систему здравоохранения, зависит от уровня, на котором распределяются ресурсы и принимаются управленческие решения (федеральный, субъекта Федерации, муниципальный, учрежденческий).
Так, на федеральном уровне эффективность затрат на различные медицинские программы сравнивают в универсальных показателях QALY(quality-adjusted life years — годы жизни, скорректированные на качество) и DALY (disability-adjusted — годы жизни, скорректированные на инвалидность).
Дадим краткую характеристику фармакоэкономических методик. Анализ «стоимости лечения болезни» — один из самых распространенных и известных фармакоэкономических методов, который дает возможность:
- рассчитать стоимость лекарственной терапии конкретного заболевания, проследить динамику затрат и сделать прогноз на основе фармакоэкономических стандартов;
- определять фармакоэкономические стандарты (содержащие два параметра: минимальный набор ЛП и их стоимость), которые могут служить основой лекарственных технологий;
- служить базой для сравнения лекарственных технологий в различных ЛПУ.
Стоимость терапии определяют с учетом прямых и косвенных затрат, понесенных ЛГ1У при проведении диагностики и лечения определенного заболевания. К прямым затратам, включающим стоимость лечения и расходы на него, относятся затраты на диагностику, лекарственное лечение, оплату персонала, стоимость пребывания в ЛПУ. К косвенным затратам, включающим расходы, связанные с эффектом для общества, относятся оплата временной нетрудоспособности и инвалидности, потери ВВП, связанные с отсутствием пациента на его рабочем месте и др. К нематериальным издержкам, связанным с человеческим фактором, относятся переживания в связи с болезнью, боль, дискомфорт и пр.
Анализ «стоимость—эффективность», или анализ эффективности затрат, заключается в сравнении ЛС и программ (протоколов) лечения по идентичным критериям эффективности (сохраненные годы жизни). Наиболее часто этот анализ проводится при выборе одного из методов лечения в два этапа: на первом анализируются результаты медицинских вмешательств и определяются средние или предельные расходы на одного пациента; на втором рассчитывают и сравнивают коэффициенты эффективности затрат по каждому варианту лечения больного.
Анализ «стоимость—минимизация» заключается в определении реальной минимальной стоимости лечения при одинаковой эффективности различных методов лечения. Положительным моментом использования этого метода является возможность сопоставления альтернативных медицинских технологий и выбор наиболее дешевых.
Анализ «стоимость—польза» используют, когда лечение связано с улучшением качества жизни. Эффект вычисляется по количеству сохраненных лет жизни (£>Л£У).
Анализ «стоимость— выгода» заключается в расчете ожидаемой прибыли, предполагаемой пользы от внедрения метода лечения, а также получаемой экономии. Данный анализ проводится как для сравнения ЛС друг с другом, так и для сравнения способов лечения, альтернативных лекарственной терапии.
При использовании различных видов фармакоэкономической оценки выявляется наиболее дешевый или наиболее эффективный вариант лечения, а также устанавливается общая стоимость лечения болезни с учетом всех видов затрат.
Начиная с 1994 г. в нашей стране начали внедрять широко используемую в мировой практике систему затратно-эффективного отбора ЛС и создания формуляра.
Формуляр — список ЛП, носящих ограничительный характер для использования и закупок.
В основе формуляра лежат согласованные и принятые на международном и (или) государственном уровне практические рекомендации (стандарты) лечения, доказательно-обоснованный подход к ведению рациональной фармакотерапии, тщательный анализ структуры заболеваемости, доказательно-обоснованные данные по наиболее клинически и экономически эффективным и безопасным ЛГ1, данные исследований по уровню потребления и стоимости куса лечения каждого заболевания. Формуляр является динамически развивающимся документом с постоянно уточняющимся и пополняющимся содержанием отдельных статей и разделов.
Формуляр носит ограничительный характер и поощряет использование только тех ЛС, которые включены в него. Этим достигается значительное сокращение номенклатуры используемых лекарств, повышается терапевтическая отдача и упрощается процесс лекарственного обеспечения. Формуляр не аналогичен перечню ЖВЛС, имеющему рекомендательный характер. Формулярная система может рассматриваться как:
- гарантированное обеспечение больных качественным лечением;
- определение и разработка проблемно-ориентированных и совершенных методов рациональной фармакотерапии распространенных заболеваний;
- определение наиболее клинически и экономически эффективных и безопасных ЛП;
- обеспечение контроля правильности использования препаратов и принятия мер по предотвращению и исправлению ошибок фармакотерапии;
- широкое распространение объективной доказательно-обоснованной медико-фармацевтической информации среди всех участников процесса здравоохранения;
- введение системного профессионального образования.
Процесс внедрения формулярной системы может рассматриваться как оптимизация фармакотерапии при рационализации процесса отбора ЛС с целью увеличения терапевтической отдачи от затрат на их закупку.
Система затратно-эффективного отбора ЛС получила в нашей стране название рациональный фармацевтический менеджмент, внедрение которого проводилось в некоторых регионах нашей страны в рамках реализации программы международного сотрудничества.
При внедрении такой системы повышается доступность ЛС, что обеспечивает социальную защиту пациентов и повышает контроль над затратами при лечении. Задачами системы являются:
- обеспечение рационального подхода к выбору лекарственной терапии, ее соответствия принятым стандартам качества лечения;
- разработка четких и научно обоснованных критериев использования ЛС.
Программой жизненно важных препаратов ВОЗ разработаны критерии выбора ЛС. Согласно им, приоритет отдается препаратам с доказанной эффективностью и безопасностью, удовлетворяющим основные потребности пациентов. Отбираются препараты, получившие хорошую оценку в ходе клинических испытаний и соответствующие стандартам качества. Важным критерием выбора ЛС является стоимость лечения.
Развитая система формуляра предполагает его вертикальную структуру, включающую три уровня:
- федеральный,
- территориальный
- уровень ЛПУ.
Федеральный уровень. В целях эффективного и рационального использования ЛС, повышения качества медицинской помощи населению при Минздраве России создан формулярный комитет (приказ Минздрава России от 02.08.2000 № 304), одной из функций которого является анализ и оценка данных использования протоколов лечения в ЛГ1У, взаимодействия, побочных эффектов ЛС, результатов фармакоэкономических и фармакоэпидемиоло- гических исследований. Формулярный комитет также анализирует международный опыт, национальные стандарты, согласованные решения по фармакотерапии различных заболеваний, изучает научные доказательства клинической и экономической эффективности Л С.
Территориальный уровень (уровень субъектов РФ). С целью разработки формулярной системы формируются территориальные (областные, республиканские, краевые и т.д.) формулярные комитеты, в состав которых включаются ведущие специалисты органов управления здравоохранением и ЛГ1У.
Внедрение территориальной формулярной системы позволяет решить следующие задачи:
- составить формулярный список ЛС для лечения наиболее распространенных в регионе заболеваний;
- обеспечить доступность ЛС, включенных в формулярный список;
- использовать самые эффективные способы назначения и применения ЛС;
- обеспечить надежную систему лекарственного снабжения ЛГ1У региона;
- организовать информационно-образовательное сопровождение процесса внедрения территориальной формулярной системы.
На уровне ЛПУ. На этом уровне для разработки формуляра также организуются формулярные комитеты, в состав которых входят: заместитель главного врача по лечебной работе, представитель аптеки (или ответственный за закупки ЛП в больнице), клинический фармаколог, заведующие отделениями, экономист, представитель бухгалтерии.
Члены формулярного комитета:
- определяют организационные основы формулярной системы в больнице;
- разрабатывают ограниченный список ЛС на основе анализа структуры заболеваемости, стандартов качества лечения и предшествующих закупок;
- определяют использование ЛС, не вошедших в формуляр;
- включают и исключают ЛС из формуляра;
- оценивают использование ЛС; устанавливают систему сообщения о побочных реакциях;
- обеспечивают информационное обеспечение персонала о лекарствах, входящих в формуляр, и др.
Главными задачами формулярного комитета являются разработка и внедрение профессионального подхода к отбору ЛС, их оценка, безопасное использование и информационное обеспечение в своем лечебном учреждении, а также определение потребности в образовательных программах повышения квалификации персонала по вопросам применения ЛП.