Эпидемиология и этика. Венерические инфекции, СПИД и морально-этические проблемы
Глава 5. Биоэтика как современная форма профессиональной этики
- Эпидемии как предмет эпидемиологии
- Этические проблемы противоэпидемических мероприятий при выявлении больного особо опасной инфекцией
- Социальные факторы риска заболевания
- Проблема порождающей и воспроизводящей среды венерических инфекций
- Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)
- Информированное согласие на обследование и лечение
- Стигматизация
- Конфиденциальность и врачебная тайна
- Взаимоотношения между медицинским персоналом и пациентами
Эпидемии как предмет эпидемиологии
История человечества полна печальными примерами гибели не только отдельных людей, но и целых городов, народов и даже цивилизаций от одного заболевания. Эти явления в древности получили название «эпидемия» (от греч. epi — среди и demos — народ). Со времен Гиппократа под словом «эпидемия» понимали массовые инфекционные заболевания среди людей.
Эпидемии являются предметом изучения эпидемиологии — науки, изучающей явления социальной заболеваемости, т.е. совокупности случаев болезни на определенной территории в определенное время среди определенной группы населения с целью найти способы предотвращения и распространения заразных заболеваний.
На основании данных современной эпидемиологии установлено, что среди всех заболеваний людей 60—70% составляют болезни, связанные с инфекционными агентами. Ежегодно фиксируется распространенность более 80 подобных болезней. В целом же существует более 1000 самостоятельных болезней инфекционной природы и более 2500 возбудителей, играющих роль в инфекционной патологии людей. Из общего числа смертных случаев около 60% прямо или косвенно обусловлено инфекционной патологией.
В истории развития эпидемиологии, условно, можно выделить следующие основные периоды.
- Гиппократовский — V—IV вв. до н.э. до XVII—XIX вв. — возникновение и формирование теорий о причинах (этиологии) массовых болезней.
- Бактериологический — вторая половина XIX в. до первой четверти XX в. (Л. Пастер, Р. Кох, И. И. Мечников, Н. Ф. Гамалея, Д. И. Ивановский и другие) — открытие ряда возбудителей инфекционных заболеваний, расшифровка этиологии многих инфекционных заболеваний и разработка способов и средств борьбы с ними и профилактики.
- Современный период — с первой четверти XX в. до настоящего времени — расширение числа нозологических форм инфекций, их расшифровка, расширение стоящих перед эпидемиологией задач — свободы личности и принудительных мер профилактики и лечения; соотношения прав инфекционного больного и других людей, которые не должны быть подвергнуты опасности заражения, т.е. проблема конфликта индивидуальных и общественных интересов.
Значение этических проблем эпидемиологии особенно ярко проявляется на уровне профилактики и определения факторов риска заболевания и на уровне организации противоэпидемиологических мероприятий.
Этические проблемы противоэпидемических мероприятий при выявлении больного (подозрительного) на заболевание особо опасной инфекцией
При выявлении больного, подозрительного на заболевание ООИ, проводится установление диагноза на основании клинико-эпидемиологических данных. При установлении окончательного диагноза противоэпидемические мероприятия осуществляются в соответствии с действующими принципами, приказами и инструктивно-методическими указаниями по каждой нозологической форме.
Принципы организации противоэпидемических мероприятий едины для всех инфекций и включают:
- выявление больного;
- информацию (сообщение) о выявленном больном;
- уточнение диагноза;
- изоляцию больного с последующей его госпитализацией;
- лечение больного;
- обсервационные, карантинные и другие ограничительные мероприятия: выявление, изоляцию, лабораторное обследование, проведение экстренной профилактики лицам, контактировавшим с больным; провизорную госпитализацию больных с подозрением на ООИ; выявление умерших от неизвестных причин, патологоанатомическое вскрытие трупов с забором м ате р и ал а для л а бо рато р н о го ( ба ктер и ол о г и чес ко го, в и русо л о ги чес ко го ) исследования; обеззараживание, правильную транспортировку и захоронение трупов (вскрытие умерших от высококонтагиозных геморрагических лихорадок (Марбург, Эбола, JIacca), а также забор материала от таких трупов для лабораторного исследования не производится в связи с большим риском заражения); дезинфекционные мероприятия; экстренную профилактику населения; медицинское наблюдение за населением;
- санитарный контроль внешней среды (лабораторное исследование возможных факторов передачи, наблюдение за численностью грызунов, насекомых и членистоногих, проведение эпизоотического исследования);
- санитарное просвещение.
Все эти мероприятия проводятся учреждениями здравоохранения совместно с местными органами власти. Первичная сигнализация о выявлении больного, подозрительного на ООИ, проводится в три основные инстанции: главному врачу лечебно-профилактического учреждения, на станцию скорой медицинской помощи и главному врачу территориального центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (ЦГЭ и 03).
Главный врач ЦГЭ и 03 приводит в действие план противоэпидемических мероприятий, информирует соответствующие учреждения и организации о случае заболевания. Все мероприятия проводятся специалистами отделов особо опасных инфекций ЦГЭ и 03 в соответствии с действующими инструкциями и комплексными планами. Порядок оповещения главных врачей больниц и поликлиник или замещающих их лиц определяется конкретно для каждого учреждения.
Противоэпидемические мероприятия в лечебно-профилактических учреждениях проводятся но единой схеме согласно оперативному плану данного учреждения.
В действующие инструкции входят различные действия, в том числе действия, сопряженные с насильственными и принудительными установками, предполагающими ограничение свободы как больного, так и медперсонала:
- у больного с подозрением на ООИ производится забор материала и срочно отправляется для исследования в специальную лабораторию;
- при выявлении больных, например, холерой, контактными считаются лица, которые общались с ними в период клинических проявлений болезни. Лица, бывшие в непосредственном контакте с больным холерой, по указанию врача-эпидемиолога должны быть изолированы или оставлены под медицинским наблюдением. Медицинские работники, бывшие в контакте с больными, например, чумой, герпесвирусной инфекцией (ГВЛ) или оспой обезьян (при подозрении на эти инфекции), подлежат изоляции до установления окончательного диагноза или на срок, равный максимальному инкубационном периоду.
При выявлении больного, подозрительного на заболевание ООП, в поликлинике или больнице проводится ряд противоэпидемических мероприятий, среди которых меры принудительного характера:
- транспортабельные больные доставляются санитарным транспортом в специальный стационар;
- нетранспортабельным больным медицинская помощь оказывается на месте с вызовом консультанта и оснащенной всем необходимым машины скорой медицинской помощи;
- принимаются меры к изоляции больного по месту его выявления, до госпитализации в специализированный инфекционный стационар;
- медицинский работник, не выходя из помещения, где выявлен больной, по телефону или через нарочного извещает руководителя своего учреждения о выявленном больном, запрашивает соответствующие лекарственные препараты, укладки защитной одежды, средств личной профилактики;
- прибывший врач в защитной одежде осматривает больного, уточняет эпиданамнез, подтверждает диагноз, по показаниям продолжает лечение больного. Также выявляет лиц, бывших в контакте с больным (пациентов, в том числе и выписанных, медицинский и обслуживающий персонал, посетителей, в том числе покинувших медицинское учреждение, лиц по месту жительства, работы, учебы). Контактные лица изолируются в отдельную палату или бокс или подлежат медицинскому наблюдению. При подозрении на чуму, ГВЛ, оспу обезьян, острыми респираторными или неврологическими синдромами учитываются контакты но помещениям, сообщающимся через вентиляционные ходы. Составляются списки выявленных контактных лиц (Ф.И.О., адрес, место работы, время, степень и характер контакта);
- временно запрещается вход в медицинское учреждение и выход из него;
- прекращается сообщение между этажами;
- выставляются посты у кабинета (палаты), где находился больной, у входных дверей поликлиники (отделения) и на этажах;
- запрещается хождение больных внутри отделения, где выявлен больной, и выход из него;
- временно прекращается прием, выписка больных, посещение их родственниками, запрещают вынос вещей до проведения заключительной дезинфекции;
- прием больных по жизненным показаниям осуществляется в изолированных помещениях, имеющих отдельный вход;
- в помещении, где выявлен больной, закрываются окна и двери, отключается вентиляция и заклеиваются лейкопластырем вентиляционные отверстия, окна, двери, проводится дезинфекция;
- тяжелым больным оказывается медицинская помощь до прибытия врачебной бригады;
- в кабинете (палате), где выявлен больной, проводится текущая дезинфекция (обеззараживание выделений, предметов ухода и т.д.);
- по приезду бригады консультантов или эвакобригады медработник, выявивший больного, выполняет все распоряжения врача-эпидемнолога;
- при необходимости проводится экстренная профилактика медперсоналу, вплоть до изоляции.
Перечисленные правила проведения противоэпидемических мероприятий свидетельствуют о верности давней и почтенной традиции врачей заботиться о заразном больном. Тем не менее данная традиция как в прошедшие времена, так и в настоящее время не освобождает от необходимости определенного принудительного ограничения свободы личности и от решения фундаментального этического противоречия между правами инфекционных больных и правами других членов общества, которые не должны быть подвергнуты опасности заражения. Возможность конфликта в эпидемиологической практике требует от врача выполнять патерналистские задачи, роль наставника, отца и руководителя, чтобы помочь пациентам справиться с угрозами и болезнью.
Социальные факторы риска заболевания
Издавна известно, что отдельно каждый из болезнетворных факторов является необходимой, но недостаточной причиной болезни, возникновение которой обусловлено наличием целого ряда факторов: и внешнего этиологического фактора, и предрасположенности организма к болезни, и т.д. Для современной эпидемиологии характерно понимание значения социальных факторов, которые могут служить иногда основной движущей силой, способствующей возникновению социальных инфеютонных болезней.
Под социальными факторами в эпидемиологии понимается вся сложная совокупность условий жизни людей, куда входят: образ жизни, характер жилищ и плотность их заселения, благоустройство населенных мест, материальное благосостояние, характер питания, уровень нравственной культуры и санитарной культуры, характер труда и быта, миграционные процессы среди населения, состояние здравоохранения и др.
Например, к социальным факторам относятся войны, которые всегда сопровождались эпидемиями. В период войн и военных конфликтов возникают условия, отрицательно влияющие на состояние здоровья людей и способствующие возникновению и распространению инфекционных заболеваний: массовые скопления и передвижения населения, войск, беженцев, военнопленных; огромные разрушения населенных мест, жилищ; нарушения санитарного благоустройства населенных пунктов, водоснабжения; нерегулярное питание, голод; нервно-психические воздействия и т.д. Например, в прошлом сыпной тиф называли «военный», «голодный» и т.п. Социальные факторы влияют на интенсивность эпидемических процессов, воздействуя не только путем ускорения или замедления механизма передачи инфекций, но и через внутренние механизмы саморегуляции, повышения или снижения вирулентности возбудителей и восприимчивости организмов к меняющимся условиям существования.
Социальные факторы, воздействуя активизирующим образом на интенсивность любого эпидемического процесса, становятся факторами риска. К факторам риска, т.е. различным переменным, повышающим риск возникновения заболеваний, относят не только элементы социальной и природной среды и индивидуальные особенности организма, по и особенности поведения людей. К болезнетворным факторам, вызывающим заболевания и способствующим развитию заболеваний, относятся не только вирусы, простейшие, гельминты, членистоногие, химикаты, бактерии, климат, но и факторы, относящиеся к образу жизни людей: стресс; употребление алкоголя и наркотиков; неадекватные виды поведения, например сексуального.
Венерические инфекции, СПИД и морально-этические проблемы
Проблема порождающей и воспроизводящей среды венерических инфекций
Венерические заболевания, или инфекции, передающиеся половым путем (ИМИII), всегда были источником опасности для человека и вреда для общества. Но количественная и качественная динамика вреда и распространения венерических инфекций менялась от эпохи к эпохе. Сегодня к таким традиционным, или «классическим», заболеваниям, как гонорея, сифилис, донованоз, венерический лимфогранулематоз, мягкий шанкр, присоединились и инфекции второго поколения: хламмдиоз, микоилазмоз, уреаплазмоз, бактериальный вагиноз, гепатит В и С, трихомониаз, канди- доз, генитальный герпес, иапилломавирусная инфекция, СПИД и ВИЧ- инфекция. Распространение новых инфекций приводит к статистике, по которой ИГШГ1 входят в число пяти основных категорий заболеваний, в связи с которыми взрослые люди обращаются за медицинской помощью.
Заболевания, передающиеся половым путем (ЗИППП или ИППП), в настоящее время во всех странах являются одними из наиболее распро- сграненных. Для оценки масштабов явления следует сказать, что только в США официально регистрируется более 700 ООО случаев заражения гонореей в год. По статистике не менее половины россиян заражены как минимум одной из инфекций, передающихся половым путем. Только в прошлом году венерическими заболеваниями было инфицировано более 2 млн чел. С чем связаны данные явления? Прежде всего, с фактором, получившим название «изменение поведения». Это понятие включает в себя: раннее начало половой жизни, а также частую смену партнеров, распространение проституции, гомосексуализма, массовый характер случайных половых связей. Логично возникают и следующие вопросы: относительно чего происходит изменение поведения и что определяет это изменение? Изменение поведения определяют принципиальные сдвиги в морально-мировоззренческих ориентациях европейской культуры последнего столетия. Связано ли это с прогрессивным развитием общества и ростом уровня свобод человека в обществе? Действительно ли новые «свободы», касающиеся половых отношений и сексуального поведения, — это новое явление, которое получило название «сексуальная революция»?
С точки зрения истории и логики, более точное название происходящих в современной культуре процессов — «сексуальная контрреволюция». В действительности европейская цивилизация пережила два значительно длительных периода переоценки сексуальности человека, сексуальных отношений и поведения. Первый относится к эпохе распада Римской империи и формирования христианской культуры, второй — ко второй половине XX в.
Исследователи первого периода фиксируют факты крайней распространенности половой распущенности и извращенности в поздней Римской империи. Полибий в «Истории» свидетельствовал: «Люди впадали в великий блуд и любостяжание и роскошь, и не женились, а если и женились, то не желали воспитывать родившихся детей». Раннехристианский мученик Иустин Философ писал, что многие римляне держали целые стада детей (как девочек, так и мальчиков) исключительно для своих сексуальных развлечений. Славою женщины считалось наличие большого числа мужчии- любовников. Целомудрие и добродетель оценивались как доказательство неполноценности женщин. Исследователи античности неоднократно приходили к выводу, что кризис и гибель этой культуры были тесно связаны с духовно-нравственным вырождением, которое не в последнюю очередь определялось типом сексуальных отношений.
Характеризуя это время, Г. К. Честертон справедливо утверждал, что «христианство явилось в мир, чтобы исцелить его…». Это исцеление и было первой сексуальной революцией в европейской истории. Г. Миллер в исследовании «Половая жизнь человечества» констатирует: «Прямо поразительно, сколько было сделано в этот период церковью для упорядочивания половой жизни, а через это — к оздоровлению общественного организма… Именно здесь сидела глубже всего и была всего упорнее болезнь человека».
В этот период осуществляется принципиальное изменение смысла человеческой сексуальности. Сексуальность становится проявлением «единомудрия и целомудрия» супругов. В таинстве венчания брак и сексуальность освящаются и превращаются в уникальное свидетельство любви как высшей моральной ценности. Содержание сексуальной революции, которую осуществило христианство, заключалось и в утверждении принципа моногамии, и в одухотворении отношений между мужчиной и женщиной, в благословении деторождения, и в понимании любви как самоотдаче и служении, и в утверждении аскетизма как формы духовной свободы человека.
Вторую сексуальную революцию, вернее контрреволюцию, европейская цивилизация переживает с середины XX в. Ее символическим началом можно считать выход в свет в 1953 г. порнографического журнала «Плейбой». Сегодня уже можно говорить о ее реальных последствиях: раннее начало половой жизни, увеличение числа половых партнеров, рост числа разводов, легализация гомосексуализма, нарастающая эпидемия СПИДа, распространение венерических заболеваний и бездуховность. Для нее характерен негативизм по отношению к моральным ценностям христианства и обращение к языческим культам эротических наслаждений. Все перечисленное явно носит черты не прогрессивного, но регрессивного (от лат. regressus — возвращение, обратное движение) развития, как формы понижения уровня организации отношений, изменения к худшему, перехода от более совершенных форм отношений к более низменным, что неизбежно находит отражение в общественном сознании, трансформируя человеческие нравы.
Сексуальность — одна из физиологических систем жизнеобеспечения человека. Но ее отличие от других жизнеобеспечивающих функций — пищеварения, дыхательной и сердечно-сосудистой деятельности и т.д. — заключается в том, что она непосредственно вплетена в моральные отношения практически любого общества. Более того, между сексуальностью и моралью существует тесная взаимозависимость, от которой в значительной степени зависит как нравственное, физиологическое здоровье человека, так и благополучие культуры в целом. 3. Фрейд полагал, что «общество не знает более страшной угрозы для своей культуры, чем высвобождение сексуальных влечений». Мораль всегда стояла на страже этого высвобождения, выполняя вполне определенную здравоохранительную функцию. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества как на уровне морально-философского, медико-психологического знания, так и на уровне коллизий социального развития.
К сожалению, неосведомленность в логике развития цивилизационных процессов, гуманитарная неподготовленность работников здравоохранения становятся препятствиями для более широкого и эффективного выполнения медициной важнейшей социальной и подлинно здравоохранительной роли.
Профилактика ИППП — не только медицинская, но и социальная проблема. Современная медицина не может ограничиваться исключительно медицинскими рекомендациями, которые, как правило, сводятся к советам проводить диагностику после каждого случайного полового контакта, к пропаганде использования антисептиков, к консультациям по применению барьерной контрацепции (презервативов и правил их хранения и использования).
Медико-профилактических мер, предлагаемых в настоящее время медициной для сдерживания распространения ИППП, недостаточно, несмотря на значительные усилия, прилагаемые здравоохранением для снижения уровня этих инфекций. Медицина, в том числе с помощью средств массовой информации, должна быть включена в решение социальной задачи изменения общественного и индивидуального сознания, что приведет к уменьшению масштабов рискованного сексуального поведения. Изменение поведения человека без изменения его сознания, без выбора им выверенных человеческим опытом моральных норм и ценностей становится нерешаемой задачей.
Именно поэтому основным профилактическим подходом должна стать установка на формирование морально-нравственных представлений и ценностей, которые непосредственно влияют на поведение человека и выбор им поступков и действий. Медицинское консультирование морально обусловленных заболеваний, прежде всего, должно включать меры, направленные на изменение поведения. К ним относятся:
- всестороннее просвещение но вопросам моральных норм сексуальности;
- консультирование в отношении ИППП и ВИЧ до и после тестирования;
- информирование не только об условиях и формах безопасного секса, но и о ценностях целомудрия и значения устойчивых семейно-брачных отношений для сохранения здоровья человека.
Эпидемиология и превентивная медицина должны идти рука об руку с этикой, чтобы оказывать эффективное влияние на обеспечение сохранения здоровья как отдельного человека, так цивилизации и общества в целом.
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)
СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) — неизлечимое в настоящее время инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ — вирус, который передается через биологические жидкости во время полового акта (особенно анального), через шприцы при внутривенном употреблении наркотиков, при переливании крови, в 30—40% случаев инфицированная беременная заражает ребенка.
В «Политической декларации по ВИЧ и СПИДу» ООН от 10.06.2011 г. признается, что «ВИЧ и СПИД представляют собой глобальное бедствие, одно из самых значительных вызовов развитию, прогрессу и стабильности наших обществ и мира в целом и требуют принятия чрезвычайных и комплексных мер глобального реагирования…» В документе отмечается, «что, несмотря на существенный прогресс, достигнутый за три десятилетия после того, как впервые стало известно о СПИДе, эпидемия ВИЧ по-прежнему является беспрецедентной гуманитарной катастрофой, обрекающей страны, общества и семьи во всем мире на невыносимые страдания, что более 30 млн чел. умерли от СПИДа и еще примерно 33 млн чел. инфицированы ВИЧ, что более 16 млн детей вследствие СПИДа остались без родителей, что ежедневно появляются более 7000 новых ВИЧ- инфицированных, в основном в странах с низким и средним уровнем дохода, и что, по всей видимости, менее половины людей, живущих с ВИЧ, знают о том, что они инфицированы».
Представители международной общественности выражают «серьезную озабоченность по поводу того, что на долю молодых людей в возрастной группе от 15 до 24 лет приходится более одной трети всех новых случаев инфицирования ВИЧ, а около 3000 молодых людей ежедневно становятся ВИЧ-инфицированными». При этом большинство молодых людей имеют ограниченный доступ к качественному образованию, достойной работе и отдыху, к информации об ответственном сексуальном поведении, включая воздержание, сохранение верности. Лишь 34% молодых людей обладают точной информацией о ВИЧ, о возможностях добровольного и конфиденциального тестирования на ВИЧ, о консультировании и соответствующих возрасту программах профилактики ВИЧ-инфекции.
СПИД ставит перед врачебным сообществом ряд сложных этических проблем:
- получения информированного согласия на обследование и лечение;
- стигматизации больных;
- конфликта прав людей;
- конфиденциальности;
- взаимоотношений «врач — больной».
Информированное согласие на обследование и лечение
В условиях эпидемиологического распространения СПИДа чрезвычайно значимым становится вопрос о массовом охвате обследований и получения согласия на сдачу анализов па ВИЧ. В современном обществе принцип информированного согласия и на лечение, и на обследование, и на любое медицинское вмешательство — действующая норма в здравоохранении.
Данный принцип является превращенной формой демократического права пациента распоряжаться собственным телом, и его право на сохранение тайны о частной жизни оценивается выше права на жизнь. Вместе с тем, существуют исключения. Например, согласно закону США, тестирование на ВИЧ служит обязательным условием приема на службу в вооруженные силы.
Отказ от обследований, к сожалению, весьма распространен среди тех групп населения, которые подвержены более высокой степени риска. Особенно это касается мужчин, вступающих в половую связь с мужчинами, потребителей инъекционных наркотиков и работников секс-индустрии. Тем не менее обследование на ВИЧ в эпидемиологических целях чрезвычайно важно для мониторинга и организации предупреждения этого заболевания. Возникает реальный конфликт интересов общества и людей, имеющих права на защиту своего здоровья, и угрожающих их здоровью инфицированных лиц. Существует мнение, что при обследовании на ВИЧ не должны учитываться автономные права личности. Например, на Кубе действует закон, согласно которому каждый гражданин обязан пройти тестирование на ВИЧ. Вплоть до последнего времени люди с положительными результатами подвергались там пожизненному карантину. Очевидно, что именно благодаря подобной государственной политике на Кубе самый низкий в странах Латинской Америки процент носителей ВИЧ.
В настоящее время для многих стран актуальными остаются вопросы:
- обязан ли каждый человек пройти тестирование на ВИЧ-инфекцию?
- возможно ли разрешение этических дилемм с помощью жесткого правового регулирования и обязательного государственного учета ВИЧ- инфицированных или решением проблем должен быть подход, основанный на приоритете прав автономии пациента?
Решение этих вопросов труднодостижимо в условиях практически господствующей международной идеологии прав человека, в частности, не допускающей медицинских вмешательств без согласия человека. Там, где государственная политика основана на принципах автономии личности и прав человека, общество не может принудить человека пройти тест на ВИЧ.
Стигматизация
С утверждением принципов автономии личности и прав человека связаны явления стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных. В основе стигматизации и дискриминации лежит «спидофобия», которая, в свою очередь, является следствием нарастающей эпидемии СПИДа и естественной реакцией на угрозу заражения. Неизбежной реакцией большинства людей на слово «СПИД» становится страх перед заражением, перед умиранием, смертью, бессилием медицины и государств, неспособных противостоять этому заболеванию. Журналисты не раз проводили расследования об отношении населения к СПИДу. Они обращались в химчистку, парикмахерскую, выдавая себя за ВИЧ-инфицированных. Как правило, их отказывались обслуживать. Больных СПИДом увольняли с работы, разрушались семьи, разлучались влюбленные. Были случаи, когда родственники отказывались забирать труп больного и т.п., и даже частные стоматологические поликлиники отказывали лечить зараженных вирусом.
Отказ в помощи в медицинских учреждениях вступает в противоречие с требованиями закона, который гласит, что: «ВИЧ-инфицированным оказываются па общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям» (ст. 14 Федерального закона № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г.); «не допускается… отказ… в приеме в… учреждения, оказывающие медицинскую помощь» (ст. 17 того же закона).
В документах, принятых ВОЗ, ВМА и другими организациями в связи с пандемией СПИДа, одно из центральных мест занимает специально выделяемое требование не допускать дискриминации ВИЧ-инфицированных, а также лиц, представляющих группы риска. Дискриминация ВИЧ- инфицированных и больных СПИДом не только попирает права человека, но и подрывает основополагающие принципы общественного здравоохранения. Но главное — она может провоцировать у инфицированного или больного чувство мести, способное превратить его в преднамеренного распространителя инфекции.
Очевидно, что реакция на положительный результат теста на ВИЧ у разных пациентов различна. К типичным реакциям относятся:
- тяжелая депрессия вплоть до попыток покончить с собой;
- мощный взрыв чувства вины, связанного с ощущением собственной нечистоты;
- жажда мести, т.е. намерение заразить других, скрывать истину, лгать в интимных отношениях;
- тенденции умалчивания и социального отчуждения инфицированных.
Данные явления подрывают усилия по предупреждению и увеличивают воздействие эпидемии. Именно поэтому ряд политических деклараций особое внимание обращает на проблему стигматизации и определяет следующие направления противостояния ей:
- «поощрение всеобщего уважения»;
- поддержка семей, живущих с ВИЧ-инфицированными;
- обеспечение профилактики, лечения, ухода и поддержки при ВИЧ- инфекции;
- гарантирование права на участие в социальной, экономической и культурной деятельности.
«Вновь подтверждаем обещание выполнять свои обязанности по поощрению всеобщего уважения, соблюдения и защиты всех прав человека и основных свобод для всех
в соответствии с Уставом, Всеобщей декларацией прав человека и другими документами, касающимися прав человека и международного права, и подчеркиваем значение культурных, этических и религиозных ценностей, жизненно важную роль семьи и общества, особенно для лиц, живущих с ВИЧ и затронутых им, включая их семьи, и необходимость учета специфики каждой страны в усилиях по поддержке национальных мер реагирования на ВИЧ и СПИД, охвату всех лиц, живущих с ВИЧ, обеспечению профилактики, лечения, ухода и поддержки при ВИЧ-инфекции и укреплению систем здравоохранения, в частности системы первичной медико-санитарной помощи. … Вновь подтверждаем, что полное осуществление всех прав человека и основных свобод для всех является важнейшим элементом глобального реагирования на эпидемию ВИЧ, в том числе в области профилактики, лечения, ухода и поддержки; признаем, что решение проблемы стигматизации и дискриминации тех, кто является или может быть носителем ВИЧ, или затронут им, включая их семьи, имеет также огромное значение для борьбы с глобальной эпидемией ВИЧ, и признаем в то же время необходимость, в зависимости от обстоятельств укрепления национальной политики и законодательства для борьбы с такой стигматизацией и дискриминацией. … Признаем, что тесное сотрудничество с лицами, живущими с ВИЧ, и населением, относящимся к категории повышенного риска заражения ВИЧ, будет способствовать принятию более эффективных мер борьбы с ВИЧ и СПИДом, и подчеркиваем, что лица, живущие с ВИЧ или затронутые им, включая их семьи, должны пользоваться правом на равное участие в социальной, экономической и культурной деятельности без предрассудков и дискриминации и что они должны иметь равный доступ к медицинской помощи и общественной поддержке, как и все члены общества».
Конфиденциальность и врачебная тайна
Понятия «конфиденциальность» (от лат. confidentia — доверие) и «тайна» связаны. В современном русском языке слово «конфиденциальный» означает «доверительный, не подлежащий огласке, секретный» и фиксирует необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой- либо информации.
Часть 1 ст. 23 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна непосредственно связаны с понятием «врачебная тайна». Право на неразглашение врачебной тайны принадлежит к числу основных конституционных прав человека и гражданина. Обязательство сохранения врачебной тайны принадлежит к числу основополагающих принципов биомедицинской этики и относится к так называемым профессиональным тайнам. В силу этого ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждает в ст. 13 «Соблюдение врачебной тайны»: «1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну».
Тем не менее, согласно п. 4 того же закона: «Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: …2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений».
Действительно ВИЧ-инфекция подпадает под определение инфекционного заболевания, содержащееся в Федеральном законе № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. Инфекционными признаются «заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку».
В то же время из указанных юридических обстоятельств не следует, что угроза распространения инфекции устраняет врачебную тайну относительно ВИЧ-статуса. Согласно ст. 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина и в случае наличия вышеперечисленных обстоятельств допускается, но не предписывается и не является обязательным.
Решение о допустимости и необходимости разглашения врачебной тайны в каждом конкретном случае ставят врача в ситуацию нравственного выбора между конфиденциальностью и обязанностью предупредить другого человека (например члена семьи) об угрозе заражения, возникающей, когда становится ясно, что у пациента ВИЧ. Ведь врач обязан предупреждать человека об опасности заболевания, даже если тот не его пациент. Именно это обязательство не останавливает врача от того, чтобы оказать помощь человеку, например, на улице, в офисе и т.п. Каждый врач понимает, что величина вреда неинфицированному человеку, у которого разовьется СПИД, намного превосходит вред тому, чья конфиденциальность нарушена. Вопрос о том, в какой мере и когда врач может нарушить врачебную тайну с целью защитить третье лицо, этически тонкий и здесь важно знать, насколько добросовестно и ответственно ведет себя сам инфицированный пациент. Тем не менее врач должен иметь в виду, что инфицированный пациент в случае разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, может предпринять следующие действия: подать жалобы руководителю организации, сотрудник которой разгласил составляющие врачебную тайну сведения; выдвинуть иск о возмещении морального вреда к той организации, сотрудник которой разгласил составляющие врачебную тайну сведения; подать заявления в отделение милиции или прокурору с требованием возбудить уголовное дело по факту разглашения составляющих врачебную тайну сведений.
К официальным способам избежать нарушений права на неприкосновенность частной жизни относятся:
- сообщение соответствующим органам закодированной информации о подтвержденном случае ВИЧ. Такая информация может использоваться в эпидемиологических целях, но должна быть защищена от незаконного сбора и распространения;
- оформление листка нетрудоспособности в целях соблюдения врачебной тайны с указанием только причины временной нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина). Сведения о диагнозе заболевания в листок нетрудоспособности могут вноситься по письменному заявлению гражданина (ст. 59 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);
- при оформлении медицинских документов лечебные учреждения должны использовать специальную печать или штамп без указания профиля.
Проблема конфиденциальности в эпидемиологии имеет свои особенности. В основе этих особенностей лежит этическая дилемма, касающаяся конфликта между двумя принципами медицинской этики: правом на сохранение человеком в тайне, что он носитель ВИЧ, и обязанностью врача предупреждать людей об опасности быть зараженными, независимо от того, являются ли они его пациентами или нет.
Взаимоотношения между медицинским персоналом и пациентами
Стигматизирующее отношение к больным СПИДом — социальный стереотип, который не только распространен в обществе, но и оказывает влияние и на работников здравоохранения. Должны ли медицинские работники расценивать ситуации подобного рода как профессиональный риск, подобно тому, как врачи в XIX в. расценивали контакт с туберкулезной инфекцией?
Эпидемия СПИДа как никогда раньше приводит к осознанию сущности взаимоотношений между врачом и пациентом.
Отказ врачей и других представителей медицинской профессии оказывать помощь ВИЧ-инфицированным — это реальная проблема, с точки зрения профессиональной этики. Ее решение связано с основным принципом медицины: принципом доминанты интересов больного над интересами врача. Моральное обязательство врача исполнять долг оказания помощи больному значимо со времен Гиппократа до наших дней. Так, Международный кодекс медицинской этики, принятый ВМА, определяет:
«Врач должен не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента.
Врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи».