1.8.Аптечное дело в России в XIX—XX вв.
Управление и экономика фармации Лоскутова Е.Е. ТОМ 1
К началу XIX в. аптеки выполняли не только специфические функции, но и были хорошо оборудованными химическими лабораториями. До середины XIX в. аптеки были обязаны изготовлять все препараты в своей лаборатории. С возникновением промышленного производства часть медикаментов аптеки начинают закупать, но большинство препаратов производят сами. Все поступающие препараты аптека обязана была подвергать исследованию. В обязанности аптекаря входило проведение судебно-химических и санитарных исследований, анализ руды и продуктов, вырабатываемых заводами по производству купороса, серы, квасцов, минеральных красок и др. Научное значение аптеки подтверждено деятельностью многих выдающихся ученых, среди которых имена фармацевтов — членов Российской академии наук: Т. Е. Ловица (1757—1804), открывшего в аптечной лаборатории адсорбционную способность угля, ледяную уксусную кислоту; К. Клаусса, который в платиновой руде открыл рутений, названный им в честь России (от лат. Ruthenia — Россия); аптекаря Ф. Рейса, открывшего явления электроосмоса и катофореза. Интересно, что химическая лаборатория МГУ, где читались лекции, помещалась в аптеке. К концу XIX в. в России было около 300 магистров фармации, внесших значительный вклад в фармацевтическую науку. Среди них наиболее известны профессор Петербургской медикохирургической академии А.П.Нелюбин (1785—1858) (рис. 1.10) и профессор Московского университета А. А. Иовский (1796—1858). Если А. А. Иовский под фармацией понимал только рецептурную технику и учение о лекарственной форме, то А. П. Нелюбин подчеркивал, что фармация — это особая ветвь естественных наук.
Рис. 1.10. А. П. Нелюбин
Постепенно аптечная монополия, установленная Петром I, становится тормозом развития аптечного дела в стране: число аптек было недостаточным, так как их владельцы, боясь конкуренции, резко сопротивлялись открытию новых аптек. Ощущался недостаток в фармацевтических кадрах. Частная аптека в России рассматривалась как выгодное коммерческое предприятие, что способствовало спекуляции аптеками. Владельцы аптек стремились к повышению цен на лекарства. Производство лекарств было частично перенесено из аптек на заводы. Однако промышленность развивалась крайне медленно, важнейшие ее отрасли находились в руках иностранных владельцев. Особенно плохо обстояло дело с химической и фармацевтической промышленностью. Сырье, препараты, аппаратура, лабораторное оборудование полностью импортировались.
К началу Первой мировой войны (1914—1918) в области снабжения медикаментами Россия оказалась в полной зависимости от Германии. Резко снизилось значение аптечных лабораторий, аналитическая деятельность полностью исчезла из аптек. Аптеки превратились в мелкие торговые предприятия, не нуждающиеся в квалифицированном персонале. К приготовлению лекарств стали допускать лиц, не имеющих специальной подготовки. Владельцы аптек заменяли дорогостоящие лекарства более дешевыми, появились фальсифицированные препараты. Параллельно с «кустарной» аптечной существовала производственная фальсификация, располагающая целыми предприятиями для массовой подделки JIC. К началу XX в. частная аптека, за редким исключением, перестала выполнять свою основную задачу по лекарственному обеспечению населения.
С появлением земской медицины, которая оказывала, как правило, бесплатную медицинскую помощь, открываются земские аптеки. Их было немного, они были плохо оборудованы и имели ограниченный ассортимент лекарств, поэтому не могли существенно изменить уровень лекарственной помощи населению. Лица, желавшие заниматься аптечным делом, но из-за сохранения монополии не имевшие возможности открыть аптеку, получали разрешение на открытие аптекарских магазинов, основания для открытия которых были те же, что и для обычных торговых предприятий.
Рис. 1.11. Магазин аптекарских товаров на Сретенке у Сухаревой башни
Перед Первой мировой войной в России насчитывалось 4700 аптек и 7000 аптекарских магазинов (рис. 1.11). Владельцы аптек нуждались в дешевой рабочей силе, а так как подготовка кадров в основном осуществлялась путем ученичества в аптеках, то аптекарским ученикам приходилось много работать: средняя продолжительность рабочего дня составляла 14—15 ч, в эти часов не входили дежурства (до 15 ночей в месяц), после которых отдыха, как правило, не полагалось. Условия работы для аптекарских помощников (гезелей) были не многим лучше. Яркая характеристика аптекарского дела в России после Первой мировой войны была дана профессором Новороссийского университета М. Б. Блаубергом, сообщившим в докладе фармацевтическому обществу о том, что современное аптечное дело в России совершенно не согласуется ни с требованиями науки, ни с требованиями жизни и вообще представляет собой одно сплошное недоразумение. В 1905 г. во многих городах России стали создаваться профессиональные союзы фармацевтов-служащих, вместе с социал-демократическими организациями выступавших с требованиями повышения заработной платы и улучшения условий труда.
После Октябрьской революции 1917 г. при проведении экономических преобразований государством использовалась идеология нерыночной централизованной экономики. Тотальная национализация в чрезвычайных условиях помогала мобилизовать экономические ресурсы страны, а некоторые элементы этой идеологии, выразившиеся в отказе от рынка, денег, прибыли, вполне совмещались с централизацией государственного управления, администрированием, чрезвычайными мерами воздействия.
В июне 1918 г. был создан Народный комиссариат здравоохранения (НКЗ), первым руководителем которого стал Н. А. Семашко. Декларированные принципы советского здравоохранения (доступность, бесплатность, квалифицированность медицинской помощи) оказались трудными для исполнения в условиях политического террора, гражданской войны, катастрофического состояния экономики, разрушенной инфраструктуры народного хозяйства, включая здравоохранение и аптечное дело. Начался полный демонтаж старой системы медицинского, в том числе лекарственного, обслуживания. Была отброшена старая система подготовки кадров, фактически ликвидирована сеть гражданских лечебно-профилактических и лечебных учреждений, медицинский и фармацевтический персонал по законам военного времени подлежал обязательной мобилизации, а все наличные запасы JIC, предметов ухода за больными, медицинских инструментов — передаче в военные лечебные учреждения. Ухудшилось санитарно-эпидемиологическое состояние в стране. Отсутствовали источники пополнения запасов медикаментов, быстро израсходовавшихся в условиях экстремальных ситуаций. Число аптек сократилось.
Советом народных комиссаров (СНК) 28 декабря 1918 г. был издан декрет о национализации аптек, в соответствии с которым все аптечные учреждения с их оборудованием, запасами, лабораториями конфисковывались у хозяев и передавались в ведение народных комиссариатов здравоохранения. Общее руководство аптечной службой страны возлагалось на фармацевтический отдел НКЗ. В июне 1918 г. в составе Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) было образовано Управление промышленными фармацевтическими предприятиями — Фармацевтический центр (Фармцентр, в 1919 г. реорганизованный в Главное управление химико-фармацевтическими заводами ВСНХ — Главфармзав), перед которым была поставлена сложная задача: в условиях отсутствия сырья, материально-технической базы, специалистов, проектных учреждений создать отечественную химико-фармацевтическую промышленность. Для этого Фармцентром была проведена национализация фармацевтических предприятий. Первыми были национализированы предприятия военного ведомства.
По завершении национализации, закончившейся в 1919 г., в стране насчитывалось 62 фармацевтических предприятия. В основе своей это были маленькие производства, выпускавшие не только лекарственную продукцию, но и хозяйственные, парфюмерные и галантерейные товары. Часть из них вскоре была закрыта. Появляются первые галеновые производства. На 1 января 1922 г. в ведении Главфармзава находилось 37 химико-фармацевтических предприятий.
В декабре 1921 г. Президиумом ВСНХ был ликвидирован Главфармзав и учрежден Фармтрест в составе заводов: № I — алкалоидный, бывший завод начальника санитарной и эвакуационной частей, № 2 — салициловый, бывший Земссюза, № 4 — бывший Шеринга, впоследствии завод им. Ф. Э. Дзержинского, №6 — бывший Блюменталя и Остромысленского, № 8 — им. JI. Я. Карпова — бывший Феррейна, № 12 — бывший Келлера, впоследствии завод им. Н. А. Семашко, № 13 — бывший Аллена и Гамбуриса и Центральный аптечный склад.
В 1924 г. на базе заводов, входящих в Фармтрест, было создано государственное акционерное общество по производству и торговле химико-фармацевтическими препаратами — Госмедторгпром. О росте химико-фармацевтической промышленности свидетельствует тот факт, что в общем балансе экспорта химических продуктов к 1927 г. объем фармацевтических товаров составлял 50 %.
В 1931 г. в связи с ликвидацией государственных фармацевтических обществ акционерное общество Госмедторгпром было реорганизовано в Химфармтрест, а затем — в объединение Вохимфарм и было подчинено Народному комиссариату тяжелой промышленности. Позже Вохимфарм подчиняют Главхимпрому. Многократные реорганизации химико-фармацевтической промышленности тормозили ее развитие.
Управление фармацевтическим делом на местах было передано фармацевтическим подотделам медико-санитарных отделов местных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (фармподы), которые в 1919 г. провели I Всероссийский съезд фармацевтических подотделов медико-санитарных отделов областных и уездных Советов. Аптеки существовали только при лечебнопрофилактических учреждениях. Медикаменты децентрализованно распределялись и выдавались бесплатно. В 1920 г. фармацевтическим отделом НКЗ была введена должность контролера для проверки правильности изготовления JIC ассистентами в аптеках.
В первые годы НЭПа были созданы хозрасчетные государственные аптеки, которые занимались продажей медикаментов населению и медицинским учреждениям, а также бесплатным отпуском лекарственных препаратов застрахованной части населения за счет государственной системы страхования. На хозрасчет были переведены и органы управления аптечным делом в регионах, которые назывались аптекоуправлениями, фармуправлениями, фармторгами или медторгами. Лекарственное обеспечение населения проводилось с трудом, так как аптек было недостаточно, они были плохо оснащены, не хватало специалистов. Вынужденной мерой явилось разрешение на реализацию ЛС из аптекарских магазинов, а также в 1922 г. утверждение Перечня лекарственных средств в фабричной упаковке для продажи в магазинах санитарии и гигиены.
К 30 декабря 1922 г., когда I Съезд Советов принял Декларацию об образовании СССР, фармацевтической службой были достигнуты определенные успехи: созданы единые органы управления, определены организационные формы лекарственного обеспечения населения, учитывающие местный опыт организации аптечного дела в каждой союзной республике.
С 1923 г. постепенно начинается изъятие аптек у частных владельцев. Одновременно создается фармацевтическая промышленность, организовываются научно-исследовательские учреждения, занимающиеся синтезом новых лекарственных препаратов и разработкой методов их анализа. Тогда же при аптечных управлениях открываются контрольно-аналитические лаборатории (КАЛ) для анализа качества продукции химико-фармацевтической и галеновой промышленности. Создается фармакопейная комиссия, которая подготовила 7-е издание (первое советское) Государственной фармакопеи (1925 г.). С 1924 г. обязательной проверке подвергаются все ЛС, поступающие на аптечный склад. Выборочный контроль качества ЛС, изготовленных в аптеке, стал проводиться КАЛ только с 1929 г.
Создаются высшие и средние фармацевтические учебные заведения. Первым в 1919 г. был открыт Петроградский химико-фармацевтический институт (позднее переименован в Ленинградский химико-фармацевтический институт, ныне — Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия). В 1920 г. открываются первые фармацевтические средние учебные заведения. К 1925 г. увеличивается число аптек, расширяется их сеть. Как правило, это государственные аптеки двух видов: хозрасчетные открытого типа и бюджетные закрытого типа.
В 1926 г. на Всероссийском фармацевтическом совещании были обсуждены результаты работы по созданию государственной системы лекарственного обслуживания населения и намечены планы на будущее. В ведении местных отделов здравоохранения были созданы две структуры — аптекоуправление и фармацевтическое отделение. Аптекоуправление занималось улучшением контрольно-аналитической службы в аптечной системе и организацией снабжения аптек медикаментами.
Фармацевтическое отделение наблюдало за выполнением аптекоуправлением своих функций, давало заключения по отчетам и планам. Для улучшения лекарственного обслуживания в сельской местности открываются аптечные пункты (впервые организованы на Украине в 1935 г.).
В целях совершенствования организации работы и устройства самой аптеки создается Центральная аптечная опытная станция, на базе которой в 1940 г. организуется Центральная аптечная научно-исследовательская лаборатория (ЦАНИЛ). По мере развития фармацевтической промышленности и снижения себестоимости медикаментов в 1934—1935 гг. значительно снизились цены на лекарства. Это позволило перейти к бесплатному отпуску лекарств населению для профилактики и лечения отдельных видов заболеваний, например малярии. Лекарственное обеспечение стационарных больных было бесплатным.
Создаются главные аптечные управления Наркомздравов союзных республик. Первое из них возникло на Украине. В 1931 г. было организовано Российское аптечное объединение, в 1935 г. переименованное в Главное аптечное управление (ГАПУ). Позже подобные управления появляются и в других республиках. В 1936 г.
был создан Наркомздрав СССР — центральный орган руководства здравоохранением, в состав которого входила Аптечная инспекция, руководившая фармацевтической службой страны.
Продолжается упорядочение системы высшего фармацевтического образования. Постановлением СНК СССР от 8 сентября 1936 г. для лиц, окончивших фармацевтические институты и получивших высшую фармацевтическую квалификацию, установлено звание провизора. Было открыто девять самостоятельных фармацевтических вузов. Среди них Московский фармацевтический институт (сейчас — фармацевтический факультет Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова), Пермский фармацевтический институт (ныне — Пермская государственная фармацевтическая академия).
В целях становления и развития фармацевтической науки группе ученых, чьи исследования в области фармации высоко оценивались современниками, Высшая аттестационная комиссия (ВАК) присудила ученые степени докторов фармацевтических наук без защиты диссертации М. Г. Вольпе (1938 г., Ленинград), Б. А. Бродскому (1938 г., Ленинград), Я.А.Фиалкову (1941 г., Киев) и др. Несколько позже защитили докторские диссертации выдающиеся ученые — М.Х. Бергольц (1940 г., Ленинград) и А.Ф. Гаммерман (1941 г., Ленинград).
К началу Великой Отечественной войны советское здравоохранение располагало широкой сетью медицинских и аптечных учреждений, необходимым количеством высококвалифицированных медицинских и фармацевтических кадров. Война нанесла большой материальный и кадровый ущерб фармацевтической службе. Было уничтожено и разграблено около 4 000 аптек, более 8 000 аптечных пунктов и киосков, 51 галеново-фармацевтическое предприятие. Число фармацевтов сократилось более чем в два раза. С первых дней войны аптечные работники, как и весь советский народ, героически сражались на фронте, в партизанских отрядах. В тылу работа аптечных предприятий была перестроена в соответствии с требованиями военного времени, открывались новые производства по выпуску медикаментов, ампульных, галеновых препаратов, перевязочных средств, изыскивались новые сырьевые ресурсы для производства ЛС, создавались даже новые высшие фармацевтические учебные заведения. Так, в 1941 г. были созданы фармацевтические факультеты Иркутского медицинского института (сейчас — Иркутский государственный медицинский университет) и Томского медицинского института (ныне — Сибирский государственный медицинский университет). В 1943 г. был образован Пятигорский фармацевтический институт (теперь — Пятигорская государственная фармацевтическая академия). В 1944 г. на базе ЦАНИЛ создается Центральный аптечный научно-исследовательский институт Министерства здравоохранения СССР для расширения и укрепления научной базы и решения организационных, экономических и технологических вопросов.
После освобождения от немецко-фашистских захватчиков восстановление всего разоренного ими требовало непомерного напряжения людских ресурсов и стоило нашей стране огромных материальных и финансовых затрат. В 1945 г. Аптечная инспекция была преобразована в Главное аптечное управление (ГАПУ) Наркомата здравоохранения, которое и возглавило восстановление аптечной службы. ГАПУ были подчинены конторы «Химфармторг» и «Мединструментторг», которые распределяли медицинские товары между главными аптечными управлениями союзных республик в зависимости от численности населения и количества аптечных учреждений. В России довоенное количество аптек было восстановлено к 1947 г. В 1946 г. создается Министерство медицинской промышленности.
В целях квалифицированного решения важнейших вопросов по управлению аптечным делом в 1950 г. при ГАПУ Министерства здравоохранения СССР был создан Аптечный совет, в состав которого вошли научные и наиболее опытные практические работники.
В 1955 г. в стране насчитывается уже 12 749 аптек. Всего отпущено 600 млн лекарств по сравнению с 395 млн в 1950 г. Наблюдается устойчивая тенденция роста удельного веса медикаментов в общем товарообороте аптеки по сравнению с другими товарными группами (парфюмерией и др.).
С 1958 г. в сельской местности для руководства разветвленной аптечной сетью создаются центральные районные аптеки (ЦРА), а в крупных городах (Свердловске, Новосибирске, Кемерово, Челябинске и др.) — центральные городские аптеки (ЦГА).
С 1960 по 1965 г. число аптек увеличилось на 2 639, аптечных пунктов — на 5 743. Контрольно-аналитические лаборатории (КАЛ) становятся научно-методическими и консультационными центрами. В 1970 г. в СССР насчитывалось 277 КАЛ. В связи с расширением сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и ее дальнейшей специализацией изменился объем и характер работы аптек ЛПУ. Вместо мелких больничных аптек появляются хозрасчетные межбольничные аптеки (кустовые) для обслуживания стационарных больных. В 1971 г. насчитывалось свыше 160 межбольничных аптек, которые обслуживали более 800 ЛПУ, а также более 3 000 других медицинских учреждений.
Для укрепления связи науки и практики создаются общественные организации фармацевтов. В 1949 г. было создано Всесоюзное научно-фармацевтическое общество, которое позже стало называться Всесоюзное научное общество фармацевтов (ВНОФ). Первым председателем ВНОФ был профессор П. Л. Сенов, в 1955 г. его сменил на этом посту профессор И. А. Муравьев, который в течение 25 лет оставался его бессменным председателем. Во всех союзных республиках были созданы республиканские научные общества фармацевтов. В 1958 г. было создано Всероссийское научное общество фармацевтов, председателем которого со дня его организации по 1987 г. была профессор Т. И. Тольцман. Как ВНОФ, так и республиканские организации регулярно проводили свои съезды.
В 60—70-е гг. XX в. разрабатываются и внедряются первые автоматизированные системы планирования медикаментозного обеспечения и управления аптечной системой. В 80-е гг. активно разрабатываются вопросы комплексной системы управления качеством ЛС, улучшения лекарственного обеспечения населения в сельской местности, рационального использования лекарственных ресурсов и объективного планирования потребности в ЛС.
Начало экономических реформ в России сопровождалось появлением учреждений различных форм собственности, одновременным использованием централизованных и децентрализованных закупок ЛС для их обеспечения, внедрением платных медицинских услуг, обязательного и добровольного медицинского страхования.
1.9.Развитие фармации в период перехода к рыночным отношениям
Переход отечественной экономики к рыночным отношениям, сопровождавшийся процессами разгосударствления собственности, либерализации цен, а также активной интеграции в мировую экономику, привел к ряду серьезных изменений на фармацевтическом рынке.
Изданное в 1992 г. во исполнение указа Президента РФ директивное указание Минздрава России объединениям «Фармация» о предоставлении прав юридического лица с открытием расчетных счетов всем аптечным учреждениям привело к кардинальному изменению системы управления аптечной службой и экономических условий деятельности фармацевтических организаций. Другим инструментом перехода к рыночным отношениям стало принятие Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Демонополизация аптечной сети в стране проходила в основном двумя путями: принудительным выделением из состава ГП «Фармация» оптовых и розничных аптечных предприятий с наделением их статусом юридического лица (например, в Кировской, Костромской и других областях); акционированием ГП «Фармация» (например, в Приморском крае, Владимирской, Пензенской областях).
На федеральном уровне в результате всех преобразований сложилась довольно парадоксальная картина, включающая как ранее существовавшие, так и новые подразделения, претендующие на представление интересов аптечной службы. Так, после ликвидации Минздрава СССР Всесоюзное объединение «Фармация» реорганизовалось в Российское импортно-экспортное объединение «Фармимэкс». Республиканское объединение «Росфармация» также сохранило свои позиции и после преобразования в акционерное общество открытого типа стало самостоятельной фирмой со смешанным капиталом (государственным и частным) с правом заниматься любым бизнесом, разрешенным в России, включая право представлять интересы государства в получении и заключении контрактов с предприятиями на заказы для государственных нужд.
Все эти объединения получили право самостоятельно заниматься внешнеторговой деятельностью. Вместе с этим сохранились специализированные внешнеторговые объединения, созданные еще в рамках Минвнешторга СССР, затем Минмедпрома СССР и Минздрава СССР — «Медэкспорт» и «Союзздравэкспорт».
Наряду с вышеперечисленными организациями в составе центрального аппарата Минздрава России было образовано специальное управление по обеспечению ЛС и медицинской техникой. Функции этого управления как административного органа заключались в государственном регулировании фармацевтической деятельности в России, т. е. за ним закреплялись функции руководства и контроля по соответствующим разделам работы аптечной службы; одновременно от этих функций освобождались указанные выше коммерческие структуры.
Если число производственных предприятий, выпускающих медицинскую продукцию, за период с 1992 по 1994 г. изменилось крайне незначительно, а число аптечных учреждений розничной торговли в основном сохранилось на уровне начала 1992 г., то число оптовых организаций выросло с 88 до 3 500, число складов — с 92 до 3400. Таким образом, в фармацевтическом секторе произошел переход от системы централизованного снабжения товарами аптечного ассортимента к децентрализованной.
Количественный рост оптовых фармацевтических организаций и представительств зарубежных компаний способствовал существенному увеличению числа зарегистрированных ЛС (более чем в 5 раз).
Начало реформ сопровождалось рядом негативных явлений, таких, как резкое увеличение цен на ЛС (в течение первого года реформ в 40 раз, в 1993 г. — в 300 раз); слабым государственным регулированием; снижением объемов оказания лекарственной помощи на условиях бесплатного и льготного отпуска; сокращением выпуска субстанций и готовых лекарственных форм и др. В последующие годы государственная политика в области регулирования фармацевтического рынка была направлена на устранение этих отрицательных тенденций.