Работоспособность
Работоспособность — это потенциальные возможности человека произвести физическую иди умственную работу на определенном отрезке времени.
Соответственно выделяют физическую и умственную работоспособность. Также работоспособность можно подразделить на:
— внутрисменную;
— суточную;
— месячную;
— годовую;
— многолетнюю.
Работоспособность зависит от:
— физического и умственного развития;
— степени тренированности организма;
— степени адаптации к физическому или умственному труду
— факторов условий труда;
— состояния здоровья и др.
Умственная работоспособность в основном зависит от:
— напряженности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию;
— состояния внимания, памяти, мышления;
— выраженности эмоций.
Умственная работоспособность в процессе преобразования, приема и передачи информации меняется в зависимости от длительности работы, также на нее влияет физическая подготовленность человека.
Показатели умственной работоспособности служат для интегральной характеристики функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность.
Для сохранения устойчивой умственной работоспособности наибольшее значение из всех качественных особенностей двигательной активности имеет выносливость. Продуктивность умственной деятельности зависит от времени суток, когда осуществляется работа. Наиболее высока продуктивность умственной деятельности по утрам. Оптимальные физические нагрузки, применяемые после утреннего подъема, способствуют повышению продуктивности умственной работы до уровня дневных показателей.
Степень физической подготовленности является одним из условий сохранения активности и умственной работоспособности, особенно при длительной напряженной деятельности.
Методы оценки работоспособности.
Методы оценки физической и умственной работоспособности:
Существует группа методов, которая позволяет интегрально оценить физическую работоспособность — максимальную производительность. Она зависит от:
— развития мышечной массы;
— возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
— уровня транспорта кислорода и углекислого газа.
К этим методам относят:
— двухступенчатая проба Мастера или степ-тест;
— велоэргометрия (нарастающие нагрузки или ступенчатые);
— пробы на приседание (проба Летунова).
Также существует группа методов, которые позволяют оценит динамику работоспособности.
1. Методы оценки центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и психических процессов.
Определение зрительно-моторной реакции, т.е. времени между подачей сигнала и ответной реакцией испытуемого, например, нажатие на тумблер. Оценка реакции на движущийся объект: испытуемый путем нажатия на тумблер должен остановить движущуюся стрелку электросекундомера на цифре, которую задает экспериментатор.
Используются корректурные пробы Анфимова, представляющие собой тексты из букв или колец Ландольта (круг разрывается в разном направлении). Испытуемый должен при максимально быстром просмотре найти заданную букву или их сочетание (или соответствующие кольца Ландольта), подчеркнуть или ее зачеркнуть. Также используется проба Платонова: в таблице необходимо найти числа нескольких цветов, расположенные в разном порядке.
В целом эти методы позволяют оценить исходное состояние и динамику работоспособности основных нервных процессов, состояние психических функций, если их применяют неоднократно на протяжении рабочего дня или рабочей недели.
2. Методы, оценивающие состояние нервно-мышечной системы.
Используется эргография, которая позволяет регистрировать кривую утомления при выполнении определенного движения. Для определения мышечной силы ш мышечной выносливости используют динамоаиигры.
3. Методы, оценивающие в динамит состояние сердечнососудистой и дыхательной систем, системы крови и др.
Определяют частоту сердечных сокращений, величину артериального давления, частоту и глубину дыхания, показатели электрокардиографии, динамику продолжительности задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генча).
4. Определение динамики технико-экономических показателей.
Оценивается производительность труда, например, количество произведенной продукции в каждый час рабочей смены, время затраты труда на выполнение одной операции в динамике рабочего дня, качество работы, число ошибочных действий, число забракованных изделий. Данные показатели получают на основе хронометражных наблюдений.
5. Методика САН — интегральный показатель изменений состояния организма при трудовой деятельности.
Методика предложена В.А. Доскиным с соавт. в 1975 г. и предназначена для субъективной оценки самочувствия (С), активности (А) и настроения (Н). Данный психологический метод заключается в том, что испытуемому предлагают соотнести свое состояние с рядом признаков, представленных в виде полярных противоположностей, между которым располагается семичленная шкала. Тест-карта включает 30 пар антонимов:
— самочувствие хорошее — самочувствие плохое;
— пассивный — активный;
— работоспособный — разбитый;
— жизнерадостный — мрачный и т.д.
По мнению многих авторов, методика САН — очень чуткий инструмент определения динамики работоспособности, он не требует специального оснащения и достаточно проста в выполнении.
Утомление
В связи с увеличением объема информации, интенсификации всех сторон жизни человека в условиях современного цивилизованного общества проблема утомления становится одной из важнейших и требует современных методов профилактики и коррекции утомления при различных видах деятельности.
Утомление — это уменьшение работоспособности, вызванное предшествующей работой, которое проявляется в изменении физиологических процессов, снижении производительности труда и технико-экономических показателей, в изменении психического статуса, нарушении координации регуляторных механизмов, взаимодействия органов и систем и ощущении усталости.
Утомление носит временный характер и возникает как следствие работы при недостаточности восстановительных процессов.
Результативность любого вида деятельности ограничивается утомлением и этой проблемой занимаются физиологи, биологи, гигиенисты и социологи.
Если утомление возникает при умственной работе, то говорят об умственном утомлении, если при физической работе — о физическом утомлении.
Психологи выделяют особое состояние психики — утомляемость, которое появляется у человека при развитий утомления. Это субъективное отражение процессов, возникающих в организме при развитии утомления.
Например, возникает чувство слабосилия, которое появляется задолго до снижения производительности труда и заключается в появлении особо тягостного напряжения и неуверенности. Человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу.
Признаки утомления:
1. расстройство внимания: человек становится вялым, малоподвижным, легко отвлекается. Может наблюдаться противоположная реакция — хаотическая подвижность и неустойчивость,
2. расстройства в сенсорной области: изменяется работа рецепторов, наступает зрительное утомление — снижается способность перерабатывать информацию, которая проходит через зрительный анализатор. При длительной ручной работе снижается тактильная и кинестетическая чувствительность.
3. нарушения, в моторной сфере: замедление или торопливость движений, расстройство ритма, ослабление точности и координированности движений, деавтоматизация движений.
4. изменения в высшей нервной деятельности: дефекты памяти и мышления, ослабляются воля, решительность, выдержка, самоконтроль. При сильном утомлении отмечается сонливость. Выраженность изменений определяется глубиной у томления. При слабом утомлении практически нет изменений в психическом статусе, переутомление характеризуется крайне выраженными изменениями.
В связи с изменением психического, состояния человека, психо-физиологи предлагают выделять 3 стадии утомления:
1 стадия — незначительно проявление чувства усталости, производительность труда не снижена;
2 стадия — значительное снижение производительности труда и выраженные психические изменения;
3 стадия — острое переутомление, сопровождается значительными признаками утомления,
Теории утомления
Любая целенаправленная деятельность представляет функционирование сложноорганизованной функциональной системы. Исторически наиболее исследование утомление при физической работе, поэтому все теории в основном касались физического утомления.
Теории утомления подразделяются на 2 группы:
1. гуморально-локалистические;
2. центрально-нервные.
Первыми появились представления о том, что утомление вызвано нарушением в работающих мышцах, которые не воспринимают сигналы, идущие из центральной нервной системы и в норме вызывающие сокращение. Долгие годы считали причинами утомления:
— нехватку энергетических запасов — гликогена, жира (теория истощения Шиффа);
— недостаток кислорода (теория задушения Ферворна);
— засорение мышцы молочной кислотой или токсинами утомления (теория засорения Пфлюгера).
Центрально-корковая теория утомления Н. К. Верещагина и В. В. Розенблата: накопление в мышцах молочной кислоты не имеют значения для развития утомления. Основной причиной утомления авторы считают процессы утомления центральной нервной системы, особенно в двигательной зоне коры больших полушарий.
Считается, что в процессе работы к нейронам коры больших полушарий идут значительные потоки импульсов от работающих мышц, в крови появляются продукты обмена (метаболизма) работающих мышц, которые вместе с потоком чувствительных импульсов приводят к торможению нейронов коркового отдела двигательного анализатора. Торможение возникает в результате преобладания расхода энергетических веществ над их синтезом.
Современные представления о процесс утомления позволяют несколько корректировать центрально-корковую теорию, однако, несомненно, что при утомлении нарушается работа корковых нейронов и нейронов других отделов центральной нервной системы, которые участвуют в регуляции двигательной активности. Однако требуются дальнейшие исследования в этом направлении. При умственном утомлении, вероятно, также присутствует процесс торможения в нейронах коры больших полушарий.
Виды утомления
В зависимости от вида труда различают физическое и умственное утомление. Кроме того, можно выделить первичное и вторичное утомление. Первичное утомление развивается достаточно быстро, в начале рабочей смены или вида деятельности и является признаком недостаточного упрочения трудовых навыков; оно преодолимо в процессе работы, в результате чего возникает «второе дыхание» — значительное повышение работоспособности. Вторичное или медленно развивающееся утомление возникает примерно через 2,5-3 часа от начала деятельности и для его снятия необходим отдых.
По времени возникновения утомление бывает острым и хроническим.
Острое утомление возникает в короткий отрезок времени. Хроническое утомление связано с длительным накоплением (месяцы, годы) сдвигов при недовосстановлении различных функциональных систем организма и в организме в целом. Хроническое утомление или переутомление обусловлено отсутствием необходимого отдыха между рабочими днями и проявляется:
— общим падением производительности труда;
— увеличением заболеваемости;
— замедлением роста культурно-технического уровня и квалификации работающего;
— снижением умственной работоспособности и творческой активности;
— изменениями деятельности сердечно-сосудистой системы: повышением артериального давления, изменением ритмики продукции катехоламинов (адреналина, норадреналина), яри переутомлении отсутствует снижение их продукции к ночи.
Утомление может быть общим и локальным. Общее утомление характеризуется изменением всех функций организма, локальное связано со снижением функции основной группы мышц, отдельного анализатора и т.д.
Особенности утомления при умственной работе
В результате интенсивной и длительной умственной работы наступает утомление, которое приводит к снижению продуктивности умственного труда (ученого, оператора у пульта управления, врача, учителя). Эти сдвиги характеризуются трудностью сосредоточения и падением активности внимания, ослаблением памяти, замедленностью в принятии решений, нарушением четкости логических построений и способности к абстракции ж суждениям.
Умственное утомление приводит также к увеличению длительности периода времени, на протяжении которого происходит ликвидация последствий утомления. Это вызывает сокращение продолжительности рабочего дня у операторов, контролирующих движение самолетов. Умственное утомление подразделяют на острое и хроническое.
Острым умственным утомлением называют такое состояние, при котором восстановление основных физиологических показателей происходит в течение суточного цикла. Отсутствие в течение суток такого восстановления (возвращение к оптимальному состоянию головного мозга после ночного сна) приводит к суммации остаточных явлений утомления с вновь наступившим острым утомлением. При этом может возникнуть хроническое умственное утомление.
При комплексном изучении условных и безусловных рефлексов при умственном утомлении у человека показано:
— снижение положительных условно-рефлекторных реакций;
— уменьшение шли и подвижности процессов возбуждения и торможения.
Нарушаются силовые отношения в ответных реакциях на условные раздражители различной силы: на слабые раздражители регистрируются сильные ответы и наоборот.
Механизм умственного утомления не ограничивается изменением работоспособности корковых клеток, которое выражается в нарушении силы ответных реакций в ответ на действий различных по интенсивности раздражителей. Одновременно возникают глубокие изменения корково-подкорковых взаимоотношений со значительным угнетением активирующей функции ретикулярной формации головного мозга.
Физиологическая природа этих изменений заключается в развитии в коре больших полушарий и подкорковых образований процесса запредельного торможения с охранительной функцией, что проявляется в угнетении некоторых неспецифических вегетативных компонентов условно-рефлекторной деятельности (кожные, сосудистые, дыхательные рефлексы).
Развитие запредельного торможения при умственном утомлении в корковых и подкорковых структурах центральной нервной системы нарушает не только корково-подкорковые взаимоотношения, но и взаимоотношения нервных центров в коре больших полушарий. При утомлении отмечается межполушарная асимметрия электрической реактивности мозга, ассиметричная секреция правой и левой околоушной слюнных желез и кровенаполнения внутренних сонных артерий.
Для оптимизации состояния высшей нервной деятельности и работоспособности человеку необходимо полное соответствие адекватных корково-подкорковых взаимоотношений с симметричными взаимодействиями парных образований головного мозга. Дозированные физические упражнения с эмоционально- игровой направленностью устраняют имеющиеся межполушарные асимметрии и снимают утомление. Изучение мозгового кровообращение методом реоэнцефалографии позволила установить признаки острого и хронического умственного утомления.
Острое умственное утомление характеризуется:
1. межполушарная симметрия кровенаполнения в утреннем фоне;
2. межполушарная асимметрия кровенаполнения и его уменьшение после 4-х часов умственной работы;
3. устранение межпшрнарной асиметрии и увеличение мозгового кровенаполнения в ответ на стимуляцию физическими упражнениями.
Хроническое умственное утомление характеризуется:
1. ассиметрия кровенаполнения полушарий мозга уже в утреннем фоне;
2. уменьшение кровенаполнения полушарий и глубокая межполушарная ассиметрия после умственной работы;
3. реакция внутренних сонных артерий в ответ на стимуляцию физическими упражнениями становится неоднозначной, поскольку появляется тенденция к сужению мозговых сосудов.
Умственное утомление, развивающееся после дозированной умственной нагрузки, сопровождается усилением синхронизирующих процессов в центральной нервной системе, которые связаны с развитием тормозных состояний в структурах коры и ретикулярной формации головного мозга.
Умственное утомление оказывает влияние на физиологические процессы в сенсорных системах, отмечается снижение чувствительности (повышение порогов раздражения) зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
Хроническое умственное утомление можно оценить по степени ухудшения умственной работоспособности, совокупной выраженности мозгового кровотока, амплитуды вызванных потенциалов мозга и состоянию кратковременной памяти.
Биологическая роль утомления: без утомления нет тренировки, не происходит адаптация организма к физической или умственной деятельности. Утомление стимулирует процессы восстановления, расширяет резервные возможности организма. Таким образом, утомление выполняет не только охранительную роль, но и необходимо в совершенствовании рабочих механизмов организма.
Меры профилактики утомления и борьбы с ним
Русский физиолог И.М.Сеченов утверждал, что утомление лучше предупредить, чем с ним бороться. Он считал своевременный отдых одним из лучших средств профилактики утомления. В настоящее время известно, что улучшение условий труда за счет рациональной организации режима труда и отдыха является оптимальным средством профилактики утомления.
1. Своевременное назначение активного и пассивного отдыха.
2. Увеличение микропауз — промежутков между отдельными операциями,
3. Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления необходимо снизить мощность выполняемой работы.
4. Использование функциональной музыки.
5. Применение факторов, повышающих поток афферентных (чувствительных) импульсов в центральную нервную систему: выполнение производственной гимнстики; раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шеи, туловища.
6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика.
7. Использование фармакологических препаратов, повышающих работоспособность: глюкозы, витамина С, элеутерококка, глютаминовой кислоты, женьшеня, желтого сахара (адаптогенов), стимуляторов мобилизующего действия (фенамин), веществ с общестимулирующим действие на ЦНС (кофеин, в том числе в виде налитков чая и кофе).
Профилактика умственного утомления
Для профилактики умственного утомления, повышения умственной работоспособности используются следующие фармакологические препараты:
1. Вещества, повышающие «тонус” мозга и уровень эмоционального реагирования:
— адреномиметики непрямого действия — фенамин, реактиван, центедрин;
— ингибиторы фосфодиэстеразы и антагонисты аденозина — кофеин, теофиллин;
— стимуляторы центральной нервной системы с общетонизирующим действием — стрихнин, китайский лимонник,
— левзея, женьшень, элеутерококк, желтый сахар;
— антидепрессанты с преобладанием активирующего эффекта типа ниаламида.
2. Вещества, повышающие процессы медиации в структурах мозга, имеющих отношение к процессам обучения:
— антихолинэстеразные препараты — галантамин
— олигопептиды памяти — фрагменты АКТГ, кортикотропин, меланоцитстимулирующий гормон, лизил-вазопрессин.
3. Вещества, активирующие энергетический и пластический обмен мозга:
— психоэнергизаторы, ноотропные вещества (пирацетам, мефексамид);
— актопротекторы типа пирувата.
4. Вещества, оптимизирующие эмоциональный статус и уровень возбудимости мозга в стрессовых ситуациях и у больных:
— транквилизаторы, антидепрессанты с преобладанием седативного (успокаивающего) действия, бета- адреноблокаторы (обзидан, анаприлин).