Школьная успеваемость — вечная тема родительских переживаний. Порой кажется, что оценки ребенка волнуют взрослых куда больше, чем собственные профессиональные успехи или неудачи. И это понятно, ведь каждый хочет для своих детей самого лучшего, в том числе успехов в учебе. Так в чем же секрет успеваемости и можно ли на нее повлиять?
Если вас интересуют курсы подготовки ребенка в ОГЭ — рекомендуем Центр образования «Оксфорд» (подробнее). Занятия проводят практикующие преподаватели-эксперты по всем предметам. После прохождения курса ученики набирают высокие баллы на экзамене.
Школьная успеваемость. Проблемы и причины
Время от времени небольшие проблемы в учебе могут возникать даже у самого стабильного «отличника», например, если он болел и пропустил новую тему, неправильно понял объяснение учителя или просто устал и на что-то отвлекся. Но если плохие отметки надолго «поселились» в школьном дневнике, значит, есть серьезная проблема, которая мешает ребенку нормально учиться, и ее обязательно надо найти.
Для начала необходимо выяснить, что стало причиной снижения успеваемости, возможно, плохое самочувствие ребенка. Даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как недостаток всего одного часа сна, может повлиять на его способность к обучению и восприятию информации, особенно если «недосып» продолжается в течение длительного времени. Заметим, что на самочувствии и на оценках может сказаться и сезонный недостаток витаминов и ультрафиолета, а у часто и длительно болеющих детей проблемы в учебе могут возникнуть на фоне астенического синдрома.
Если же со здоровьем все в порядке, то необходимо оценить психологическое состояние ребенка — нет ли у него конфликтов с одноклассниками, есть ли взаимопонимание с учителями и, конечно, насколько комфортны для него домашняя атмосфера и взаимоотношения в семье.
Далеко не всегда речь идет о каких-то острых проблемах и ситуациях вроде «травли» другими учениками или авторитарного поведения педагога. Вполне возможно, неприятности начались с того, что у преподавателя сформировался ошибочный образ ребенка как безнадежного «троечника», и это задало общее негативное восприятие учебы.
Отсутствие доверительных дружеских отношений с кем-либо из одноклассников также могло спровоцировать охлаждение к учебному процессу. Ребенок много времени проводит в школе, и отсутствие психологического комфорта, ощущение собственной чужеродное™ в коллективе могут стать стрессовым фактором.
Но самое главное — это взаимоотношения внутри семьи, с самыми близкими и значимыми для ребенка взрослыми. Размолвки между родителями, болезнь кого-то из родных, излишняя требовательность к ребенку или постоянное напряжение, которое взрослые нередко «приносят» с работы домой, — все это отражается на психологическом состоянии школьника и работе его нервной системы.
Если внешние причины плохой успеваемости найти не удалось, лучше всего обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку некоторые проблемы, особенно на ранней стадии, может выявить только специалист. Не лишним будет и проконсультироваться с независимым педагогом, чтобы он оценил базовые знания и подсказал, какая именно помощь нужна ребенку.
Школьная успеваемость. Помочь, чтобы не навредить
Прежде чем начать что-либо делать, необходимо обсудить эту ситуацию с самим ребенком и спросить, как он думает — в чем причина его плохой успеваемости. Это важно и для понимания того, как выглядит данная проблема с точки зрения ребенка, и для оценки его мотивации к учебе. После обсуждения — самый трудный и важный момент: постараться аргументированно объяснить, почему родители считают, что хорошие оценки — это важно.
Когда вы и ребенок придете к компромиссу, действовать будет проще.
Для начала необходимо оценить режим и распорядок дня, чтобы понять, сколько времени у ребенка уходит на отдых, выполнение домашнего задания, помощь по дому и любые внешкольные занятия. Исходя из этого, нужно постараться составить рациональное расписание, которое поможет распределить нагрузку и постепенно приучить ребенка к дисциплине, если это необходимо.
Даже если оба родителя работают, желательно ежедневно проверять выполнение домашнего задания, но не ругать ребенка за ошибки или не сделанную работу, а постараться понять, что именно вызывает затруднение. Если есть серьезные пробелы в знаниях, можно воспользоваться услугами репетитора, так как любой школьный предмет требует системного подхода к его изучению.
Контроль учебного процесса не должен ограничиваться домашними стенами — нужно регулярно беседовать с учителями, интересоваться проблемами и успехами ребенка, спрашивать совета у преподавателей, которые ежедневно видят его.
Если в процессе наблюдения за ребенком обнаружились проблемы с усидчивостью, способностью к концентрации внимания, логикой, скоростью восприятия информации и т.д., можно постараться развить и усилить в ребенке эти качества. Помочь в этом могут различные игры и упражнения.
ВАРИАНТЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
- Любые подходящие по возрасту головоломки, логические игрушки, мозаики и пазлы
- Визуальное запоминание: 5-10 секунд посмотреть на человека или предмет, закрыть глаза и описать его по памяти
- Запоминание цепочек слов: попросить ребенка прочитать и запомнить не связанные между собой по смыслу слова, постепенно увеличивая их количество
- Звуковая тренировка: дать ребенку прослушать несколько коротких отрывков знакомых мелодий, а затем попросить перечислить их последовательность
Но самое главное — что бы ни делали родители, это не должно вызывать у ребенка негативные эмоции и нервное напряжение, так как это только усугубит имеющиеся проблемы.
Школьная успеваемость. Питание ребенка
Питание ребенка — тема еще более важная и актуальная, чем успехи и проблемы в учебе. И, что самое интересное, от того, насколько сбалансированно и разумно составлено ежедневное меню школьника, во многом зависит и его способность к обучению.
Важно не забывать, что для полноценного развития детскому организму нужны не только витамины и минеральные вещества, о пользе которых сегодня говорят очень много, но и сбалансированное поступление таких основных элементов питания, как белки, жиры и углеводы.
Так, в период повышенной умственной нагрузки у ребенка резко возрастает потребность в животных белках , источником которых должны быть творог, блюда из мяса, птицы и рыбы, но не колбасные изделия. Не менее важны и жиры, из которых часть обязательно должна приходиться на ненасыщенные жирные кислоты (омега-3 и омега-6 жирные кислоты), т.е. растительное масло и рыбий жир.
Учитывая, что значительную часть дня ребенок проводит вне дома, необходимо позаботиться о том, чтобы и за его пределами он получал правильное питание. Следует внимательно изучить возможности школьной столовой и при необходимости давать ребенку с собой в школу полезные для здоровья «перекусы», а не деньги на покупку шоколада или чипсов.
ПОЛЕЗНЫЕ ПЕРЕКУСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА
- сухофрукты и орехи
- фрукт или овощ
- бутерброд из цельнозернового хлеба с мясом птицы, салатом и твердым сыром
- батончик мюсли с медом
Режим питания — это еще одно условие хорошего самочувствия и успеваемости. Для учащихся младшей и средней школы обязателен не только калорийный завтрак перед выходом в школу, но и второй завтрак примерно в середине учебного расписания (после 2-3-го урока), а также обед в 15-16 часов и легкий ужин за 1-2 часа до сна.
Соблюдение этих несложных правил поможет поддержать работоспособность ребенка и создать благоприятные условия для успешной учебы.