Логистика. Определение, задачи, характеристика

Логистика. Определение, задачи, характеристика

Логистика — наука об организации совместной деятельности сотрудников функциональных ключевых подразделений предприятия, а так же групп предприятий по продвижению продукции по цепи поставок. Наука об управлении разными потоками, материальным, транспортными, информационными и финансовыми.

логистика

Логистика – это планирование, организация и контроль всех видов деятельности по перемещению, складированию, обеспечивающих прохождение материального и связанного с ними информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребителя.

Логистика – деятельность по планированию, выполнению и контролю сред перемещения материалов, готовой продукции и относящейся к ней информации от места их производства к месту их потребления в целях удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли.

Фарм.логистика — наука и практическая деятельность по управлению и оптимизации потоков фармацевтических и других товаров, а также связанных с ними информационных и сервисных потоков, способствующих удовлетворению потребителей в фармацевтической помощи.

Цель логистики — исключить операции организационного и функционального характера не составляющих дополнительную ценность для потребителя.
Всё то что не приносит пользу потребителю и экономике предприятия является излишним.

Задачи — логистические задачи решаются не изолированно а в комплексе, в единой системе. При этом учитывается многообразие воздействующих факторов внутренней с внешней среды — технических, технологических, экономических, правовых и организационных.

Логистика. Логистическая система

Это сложная организационно завершённая структурированная экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в одном процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, приём задача функционрования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и внешними целями.

Звеном логистической системы:
называется некоторый экономически и функционально обособленный объект не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа

Звенья могут быть трёх типов
• Генерирующие
• Преобразующие
• Поглощающие

Виды логистических систем

  1. Логистические системы с прямыми связями. Материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к её потребителю, минуя посредников
  2. Эшелонированые логистические системы. На пути материального потока есть хотя бы один посредник.
  3. Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к её потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

Логистические системы обладают основными общесистемными характеристиками:

  • целостностью и членимостью;
  • формированием связей;
  • организацией;
  • интегративными качествами.

1. Целостность и членимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному: на макроуровне – при прохождении материального потока от одного предприятия к другому: в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.
На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:
• закупка – подсистема, обеспечивающая поступление материального потока в логистическую систему;
• управление производством – эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;
• сбыт – подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
Элементы логистических систем являются разнокачественными, но одновременно и совместимыми. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.

2. Формирование связей. Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интерактивные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.
В данном случае движение материального потока может происходить по следующим схемам:
• с прямыми связями – материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к её потребителю, минуя посредников;
• эшелонированные – на пути материального потока встречается хотя бы один посредник;
• гибкие – движение материального потока может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

3. Организация. Связи между элементами логистической системы определённым образом упорядочены, т. е. логистическая система имеет организацию. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определённую структуру, организацию системы.

4. Интегративные качества. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это – способность поставить нужный товар необходимого качества в нужное время, в нужное место, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т.п.). Логистическая система, как система массового обслуживания, характеризуется также внутрисистемными связями и связями с внешней средой. Внутрисистемные связи при переработке материального потока являются циклическими, а переработка внутреннего материального потока производится по схеме последовательного обслуживания, например, на складе материальный поток одной подсистемы (например, хранения товаров), служащий её выходом, одновременно является входом другой подсистемы (комплектации).
Связи логистической системы с внешней средой характеризуются, в основном, как циклические и синергетические.

Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

  • новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятий;
  • реальные перспективы и современные тенденции по интеграции участников хозяйственных связей между собой, развитию новых организационных форм — логистических сетей;
  • технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для взаимодействия и снижения затрат.

В рамках логистической системы рассмотрим такие направления, как:
• Закупочная логистика
• Логистика управления запасами
• Складская логистика
• Транспортная логистика
• Распределительная логистика

Складская логистика – это одна из отраслей логистической науки, занимающаяся вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. Логистика складирования это также комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве.
Само понятие складирования – определяется как логистическая операция, заключающаяся в содержании запасов участниками логистического канала и обеспечивающая сохранность запасов, их рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы работы.
Складское хозяйство охватывает множество разнообразных компонентов логистической системы и по этой причине не попадает под строгие классификационные схемы, применяемые к таким видам деятельности, как обработка заказов, управление запасами или транспортировка.
Обычно склад рассматривают как место хранения запасов. Но во многих логистических системах роль его заключается не столько в хранении, сколько в распределении продуктов, обеспечивая тем самым сглаживание несоответствий на различного рода стыках между темпом и характером поступления этих продуктов, с одной стороны, и потребления – с другой. На складах выполняются также погрузочно-разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и некоторые специфические технологические операции.
Перемещение материальных потоков в логистическом канале невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены здания, сооружения, устройства (склады).
Склад – это комплекс сооружений (устройств) предназначенных для накопления, хранения, переработки и распределения грузов между потребителями.
Логистический процесс на складе весьма сложен поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне.

Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает:

  • – снабжение запасами;
  • – контроль за поставками;
  • – разгрузка и приемка грузов;
  • – внутрискладскую транспортировку и перевозку грузов;
  • – складирование и хранение грузов;
  • – комплектацию заказов клиентов и отгрузку;
  • – транспортировку и экспедицию заказов;
  • – сбор и доставка порожних товароносителей;
  • – контроль за выполнением заказов;
  • – информационное обслуживание склада;
  • – обеспечение обслуживания клиентов.

Условно весь процесс можно разделить на 3 части:
1. операции, направленные на координационную службу закупки;
2. операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией;
3. операции, направленные на координацию продаж.

Информационное обслуживание склада предполагает управление иформационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада.
В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы управления материальными и информационными потоками (на автоматизированных складах).

Информационное обслуживание охватывает:

  • – обработку входящей документации;
  • – предложения по заказам поставщиков;
  • – оформление заказов поставщиков;
  • – управление приемом и отправкой;
  • – контроль наличия товаров на складе;
  • – прием заказов потребителей;
  • – оформление документации отправки;
  • – диспетчерская помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки;
  • – обработку счетов клиентов;
  • – обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем организации;
  • – различную статистическую информацию.

Логистика. Характеристика складов временного хранения

Деятельность по временному хранению товаров
Временное хранение товаров юридическими лицами, включенными в Реестр владельцев. СВХ представляет собой отдельное направление деятельности в области таможенного дела, основано на разрешительном порядке получения соответствующего статуса.

Временное хранение, согласно статье 99 ТК РФ, представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

Складами временного хранения (СВХ) являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки.
Склады временного хранения могут быть открытого типа (доступные для хранения любых товаров и использования любыми лицами) или закрытого типа (предназначенные для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения).
СВХ являются зоной таможенного контроля. Этим обстоятельством обусловлены достаточно жесткие требования к оборудованию и обустройству СВХ, установленные в соответствии с ТК РФ.
Обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля устанавливаются Минэкономразвития России.

В настоящее время порядок обращения лиц на включение в реестр складов временного хранения, обязательные требования к оборудованию и обустройству СВХ и иные особенности функционирования СВХ установлены приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1070 “Об утверждении Положения о порядке включения в реестр владельцев складов временного хранения” (зарегистрирован Минюстом России 03.11.2003, регистрационный № 5213).

Размещение склада временного хранения

Помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы:
обеспечить сохранность товаров;
исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями);
обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

К местам расположения складов временного хранения предъявляются следующие требования:
СВХ должен располагаться по одному почтовому адресу либо в пределах неразрывной по периметру территории в регионе деятельности таможенного поста, подчиненного таможне, выдающей свидетельство. Следует учитывать, что при нахождении нескольких помещений и (или) открытых площадок, предполагаемых к использованию в качестве склада временного хранения по одному почтовому адресу либо в пределах неразрывной по периметру территории, юридическому лицу может быть выдано одно свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения на указанные помещения и (или) открытые площадки (данное разъяснение доводилось до сведения таможенных органов и заинтересованных лиц письмом ГТК России от 25.02.2004 № 01-06/6906 “О складах временного хранения”;
СВХ должен располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей, по которым товары и транспортные средства доставляются от таможенной границы Российской Федерации; от автомагистралей и дорог к складу временного хранения должны подходить подъездные пути;
СВХ не могут располагаться на передвижных транспортных средствах или передвижном транспортном оборудовании любых видов.

Обустройство склада временного хранения

К обустройству склада временного хранения предъявляются следующие обязательные требования:

  • помещения, предназначенные для склада временного хранения, располагаются только в наземных зданиях или сооружениях (для СВХ открытого типа);
  • наличие подъездных путей (в зависимости от вида транспорта);
  • наличие крытой, обустроенной площадки для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств;
  • наличие прилегающей огороженной и охраняемой территории с твердым покрытием, оборудованной..

Транспортная логистика

Виды транспорта:
1. Железнодорожный:
Высокая провозная и пропускная способность, регулярность и низкие затраты при перемещении единицы груза.
Универсальность применения (все отрасли народного хозяйства)
Большие капиталовложения на сооружение пути
Большие затраты металла
Негибкость по расписанию

2. Речной:
Высокая провозная способность
Невысокая себестоимость перевозок
Небольшие капиталовложения на организацию судоходства
90 процентов мировой торговли связано с водными перевозками
Неравномерность глубин
Сезонность работы
Небольшая скорость перевозки
Ограниченность в доставке
Сфера применения практически неограничена

3. Автомобильный транспорт
Большая маневренность и подвижность
Высокая скорость доставки груза
Нет привязки к расписанию
Низкая производительность труда
Плохое состояние дорожной сети
Сфера применения (на расстояния до 300км)

4. Воздушный
Высокая скорость доставки
Самый короткий путь следования
Не требует развитой инфраструктуры
Высокая себестоимость (самый дорогой вид транспорта)
Сфера применения — ограниченность доставки

Общие критерии выбора скорости перевозки:
1. Стоимость перевозимой продукции
2. Скорость
3. Репутация перевозчика
4. Безопасность доставки

Груз характеризуется:
1. Режимом хранения
2. Способами упаковки
3. Способами перегрузки
4. Физико-химические свойства
5. Размеры
6. Объём
7. Масса
8. Форма

Груз маркируется.

Маркировка груза — различного вида знаки (по ГОСТам), рисунки, надписи или условные обозначения наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учёта и меры сохранности при транспортировке.
Маркировку наносят так, чтобы она была ясно видна и сохранялась до конца перевозки, содержит наименования изделия и название производителя товара, его адрес, заводская марка, указание сорта, указание госта и другие особенные характеристики по 61 ФЗ и по 214 приказу.
Отправительская маркировка — содержит номер места в числителе и число мест в знаменателе, наименование отправителя и получателя, пункт отправления и пункт назначения.
Специальная предупредительная маркировка — указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций.

На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветным наклейками, согласно правилам о перевозке этих грузов.
На тарно-штучных грузах указывается масса брутто и нетто.

Выбор транспортного средства определяется логистическими задачами:
1. Созданием транспортного коридора
2. Созданием транспортной цепи
Транспортный коридор — часть национальной или международной транспортной системы которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами.
Транспортная цепь — этапы перевозки груза на определённые расстояния с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта.
Составление маршрутов движения транспорта
Маятниковый маршрут — путь следования транспортного средства в прямом и обратном направлении лежит на одной и той же трассе.

Различают следующие маятниковые маршруты:
1. C обратным порожним пробегом
2. С полным использованием пробега — на каждом грузовом пункте транспортные средства после разгрузки перемещаются на этом же пункте под погрузку другим грузом.

Кольцевой маршрут — пусть следования транспортных средств по замкнутому контуру, соеденяющему несколько пунктов погрузки-разгрузки. Начальный пункт является конечным
1. Развозочный — маршрут на котором загруженное транспортное средство развозит товар по нескольким пнуктам назначения и постепенно разгружается.
2. Сборно-развозочный маршрут — развозится один груз и собирается другой.

Категории
Рекомендации
Подсказка
Нажмите Ctrl + F, чтобы найти фразу в тексте
Помощь проекту
А знаете ли вы, что нажав сочетание клавиш Ctrl+F - можно воспользоваться поиском по сайту?
X
Copyrights © 2015: FARMF.RU - тесты, лекции, обзоры
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru