Классификация потребностей
Высшая нервная деятельность — интегративная деятельность головного мозга, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды.
Физиология ВНД изучает работу мозга как материального субстрата психических процессов, представляет собой аналитико-синтетическую деятельность коры и подкорковых образований- головного мозга, что проявляется в способности дифференцировать отдельные элементы окружающей среды и объединять их в соответствии с биологической значимостью.
Низшая нервная деятельность — это совокупность нейрофизиологических процессов, которые обеспечивают осуществление безусловных рефлексов и инстинктивных форм поведения.
Диалектико — материалистический подход к изучению поведения
Рене Декарт провозгласил принцип рефлекса, ввел в науку понятие детерминизма или причинной обусловленности.
И.М.Сеченов привел убедительные доказательства того, что самые сложные формы деятельности головного мозга в своей основе имеют принцип рефлекса и сделал вывод о том, что с помощью рефлексов можно изучать психическую деятельность человека.
И.П.Павлов разработал 5 принципов диалектико-материалистического подхода к изучению поведения:
1. Принцип последовательного детерминизма — необходимо не только найти причину и сопоставить ее со следствием, как у Р.Декарта, по и проследить непрерывность.
2. Принцип неразрывности структуры и функции.
3. Принцип единства процессов анализа и синтеза.
4. Принцип сигнальности. Сигнальность — один из основных признаков условного рефлекса.
5. Принцип подкрепления.
Наряду с этими принципами И.П.Павлов в исследованиях поведения опирался и на ряд общебиологических принципов, которые можно обобщить как принцип историзма.
— эволюции
— приспособляемости
— изменчивости.
— онтогенетического и филогенетического развития.
Функциональная система. Теория П. К. Анохина.
Функциональная система — это временное объединение различных уровней центральной нервной системы для обеспечения конечного результата действия; схема рефлекса, любого поведенческого акта, который протекает в 4 стадии и имеет замкнутый вид.
1 стадия — афферентный синтез.
На организм действует огромное количество раздражителей — это обстановочная афферентация. Есть аппарат памяти — прошлый опыт, аппарат мотиваций — побуждение к деятельности. Происходит их суммация и выделяется главный раздражитель — пусковая афферентация.
2 стадия — принятие решения.
На организм действуют те же раздражители: возбужден аппарат памяти, мотиваций, выделена пусковая афферентация. Происходит принятие решения, это переломный момент в любой рефлекторной реакции.
3 стадия — эфферентный синтез.
Возбужден аппарат памяти, мотиваций, выделена пусковая афферентация, принято решение.
Формируется 2 функциональных аппарата:
— программа действия: что, как и в какой последовательности нужно летать для достижения конечного приспособительного результата.
— акцептор результата действия: является аппаратом предвидения, предугадывания. Формируется на основе принятого решения и программы действия. Стадия заканчивается началом действия.
4 стадия — обратной афферентации.
Акцептор результата действия (АРД) является так же аппаратом сравнения прогноза и конечного результата. Параметры результата действия поступают в АРД, который необходим для контроля и исправления ошибок в наших действиях.
Совпадение задуманного с полученным сопровождается положительными эмоциями, при несовпадении прогноза и результата эмоции отрицательные, в этом случае происходит анализ причин неудачи, вносятся необходимые поправки и система запускается повторно.
Выделяют 2 типа функциональных систем:
1 тип — обеспечивает постоянство внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма.
2 тип — использует внешнее звено саморегуляции. Обеспечивает приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменение поведения.
Именно функциональные системы 2 типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.
Согласно теории функциональных систем поведение не может быть представлено как последовательная цепь рефлексов. Учитывается постоянное сопоставление задуманного (запрограммированного) с полученным результатом, что определяет его целенаправленность и активность субъекта в процессе построения поведения. Поведение строится не по типу «стимул — реакция», а по типу непрерывного взаимодействия организма и среды. Причем поведение всегда причинно-обусловлено (детерминировано):
— прошлым опытом;
— постоянно меняющимися условиями внешней и внутренней среды.
Потребностно-мотивационный подход к изучению высшей нервной деятельности человека
Поведение — совокупность действий и поступков, которое формируется в условиях общественной жизни, в процессе взаимодействия со средой.
Любое поведение всегда исходит из определенных мотивов и направлено на остижение определенных целей. Основой мотива является потребность, т.е. необходимая объективность, нужда в чем-либо (веществе, энергии, информации).
Потребность — это основная причина деятельности; специфическая сила, источник и побуждение.
Мотив — это то, что побуждает к деятельности. Форма субъективного отражения потребности.
Цель — это то, чего стремимся достигнуть;
— регулятор деятельности;
— идеальный, мысленно представленный результат;
— то, чего еще нет, но должно получиться в результате деятельности.
Результат деятельности но концепции П. К. Анохина является главным системообразующим фактором. Поведение ради достижения цели, ради приспособления.
Потребности и их классификация
У человека выделяют 3 группы исходных, первичных потребностей:
— витальные (биологические)
— социальные
— духовные (идеально-познавательные)
Биологические потребности – потребность занимать место в физическом пространстве (свойство всего живого). Потребность в пище, сне, защите, продолжении рода. Можно отнести и потребность в экономии сил, которая лежит в основе изобретательности. Гипертрофированная потребность в экономии сил — лень.
Социальные потребности — потребность принадлежать к определенной группе, занимать в ней определенное место и пользоваться уважением, любовью и вниманием. Следование нормам, принятым в данном сообществе, нормирующим удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.
Духовные потребности (идеально-познавательные) — потребность в истине, в познании. Потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, познание смысла «Я».
Вторичные потребности.
1. Потребность преодоления (по Павлову «рефлекс свободы» или воля).
2. Потребность компетентности (или вооруженности) — накопление знаний, умений, навыков.
а) потребность подражания (подсознание);
б) потребность в игре (сверхсознание, творческая интуиция). Уровни потребностей.
Уровень нужды:
— уравновешивание со средой, самосохранение, борьба за существование;
— удовлетворение потребностей в достигнутом ранее объеме;
— потребности обслуживаются преимущественно
— отрицательными эмоциями: боль, страх, ярость.
— уподобление человека многим другим;
— приспособление себя к среде.
Уровень развития:
— рост, расширение потребностей;
— совершенствование и повышение нормы;
— обслуживается положительными эмоциями: радость, восторг, мечты, надежды;
— делает каждого человека индивидуальностью; указывает на своеобразие каждого; на то, чем он отличается от всех остальных;
— приспособление среды к себе.
Кроме того, биологические и социальные потребности могут удовлетворяться по типу «для себя» или по типу «для других». Идеально-познавательные или духовные потребности такой градации не имеют, поскольку потребность познания удовлетворяется истиной, а истина всегда одна.
Потребность — основная причина всех наших поступков, любой поведенческой реакции. Потребности лежат в основе всех других психических явлений, будь то мышление, эмоции или воля. Все пути исследования психической деятельности ведут к проблеме потребностей.
Потребности:
— врожденные
— приобретенные.
Между потребностями существует определенная соподчиненность, иерархия.
Принцип иерархии по Маслоу состоит в том, что потребности каждой новой ступеньки становятся актуальными (насущными) лишь после удовлетворении предыдущих:
1. физиологические потребности;
2. потребность в безопасности;
3. потребность в любви (принадлежности кому-либо);
4. потребность в уважении;
5. потребность в самореализации, самоутверждении,
Бихевиоризм — направление в изучении поведения, основоположник Уотсон (1913), Представители данного направления выясняют отношения между стимулом и реакцией. Бихевиористы изучали поведение, детерминированное внешними факторами (сигналами), а потом стали изучать внутренние механизмы, которые участвуют в обработке Сигналов, формируют целесообразное поведение. Предложены методы:
— метод лабиринтов;
— проблемных клеток;
— внутримозговое раздражение.
Из бихевиоризма вышла инженерная психология (человек — машина) и программированное обучение. Бихевиористы разработали проблему «награды» и наказания в обучении, установив необходимость применения обоих факторов воздействия.
Неоднократные попытки противопоставить данное направление учению Павлова каждый раз терпели неудачу.
Австрийский психиатр, автор психоанализа Зигмунд Фрейд считал психику человека вместилищем 3 начал:
1. «Оно» — бессознательное начало, неуправляемое и неконтролируемое. Либидо – половое влечение; эрос – инстинкт жизни; танатос – инстинкт смерти.
2. «Я» — сознательное начало.
3. Сверх «Я» — моральные требования общества.
Основные выводы концепции Фрейда.
1. Доминирующими потребностями человека являются бессознательные влечения.
2. Природа человека асоциальна и только страх перед наказанием сдерживает эгоистические проявления биологических потребностей.
3. Конфликт между потребностями личности и потребностями общества непримиримы, так как направленность тех и других изначально противоположна.
4. Подавленные влечения вытесняются из области сознания в подсознание, оказывая влияние на поведение и определяя возникновение неврозов.
То, что раньше считалось заблуждениями Фрейда, в настоящее время тщательно изучается. Бессознательное считается реальным компонентом активности. К ошибкам следует отнести излишнюю биологизацию человека, а также истолкование сексуального влечения как важнейшего стимула поведения.
Поведение человека строится не по типу «стимул — реакция», а по типу непрерывного взаимодействия организма и среды, причинно обусловлено прошлым опытом и непрерывно меняющимися условиями внешней и внутренней среды.
Мотивация — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности.
Классификация мотиваций совпадает с классификацией потребностей.
Стадии мотивации:
1. состояние организма;
2. запуск деятельности организма для удовлетворения потребности.
Соотношение потребности и мотивации заключается в том, что потребность порождает мотивацию, т.е. потребность первична, мотивация вторична.
Состояние организма при мотивации:
1. активация моторной системы;
2. повышение тонуса симпатоадреналовой системы;
3. активация сенсорных систем;
4. использование предыдущего опыта;
5. возникновение эмоций.
Нейрофизиология мотиваций.
К.В.Судаков сформулировал основные положения о принципах нейрофизиологического обеспечения доминирующих мотиваций:
1. любая биологическая мотивация обусловлена соответствующей метаболической потребностью и носит системный характер;
2. потребность трансформируется нейрогуморальным путем в возбуждение гипоталамических центров, которые активируют другие структуры мозга, в том числе и кору больших полушарий;
3. корковые структуры мозга и лимбическая система оказывают специфические для каждой мотивации нисходящие возбуждающие и тормозные влияния на гипоталамические мотивационные центры;
4. каждое мотивационное возбуждение представляет собой специфическую клеточную и молекулярную интеграцию корково-подкорковых структур.
Формы поведения
Формы поведения:
1. Врожденные:
— безусловные рефлексы
— инстинкты
2. Приобретенные:
— условные рефлексы
— динамический стереотип.