Физиология ВНД: рефлексы, особенности ВНД

Рефлексы

Безусловный рефлекс – это приспособления к постоянным внешним и внутренним факторам существования.

В этом их биологическая и физиологическая роль. Врожденные нервные связи обеспечивают взаимодействие органов и процессов внутри организма, осуществляют точное и устойчивое течение основных жизненно-важных функций.

Характеристика безусловных рефлексов.

1. Врожденные
2. Относительно постоянны
3. Видовые
4. Рецептивное поле рефлекса строго определено
5. Дуга рефлекса проходит через определенные нервные центры
6. Является базой для выработки условных рефлексов.

Условные рефлексы

Условный рефлекс – это тонкое и точное приспособление к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды; индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, которые возникают на основе образования в центральной нервной системе временной связи между условным раздражителем (сигналом) и безусловно-рефлекторным актом.
Условный рефлекс возникает при определенных условиях и при их изменении. Эволюционно условный рефлекс потребовался, когда появилась необходимость реагировать раньше, чем появится конкретный раздражитель, т.е. на предвестник конкретного раздражителя.

Условный рефлекс – это пример опережающего возбуждения при отражении внешнего мира, элементарное прогнозирование.

Характеристика условных рефлексов:
1. приобретенные
2. индивидуальные
3. изменчивы
4. ответ на любые раздражители
5. рецептивное поле любое
6. дуга рефлекса проходит всегда через высшие отделы ЦНС
7. вырабатываются на базе безусловных рефлексов
8. сигнальность.

Условия образования условных рефлексов:
1. вырабатывается на базе безусловного или прочного условного рефлекса.
2. сигнал должен предшествовать подкреплению.
3. центр безусловной рефлекса должен быть возбужден больше, чем центр условного рефлекса (биологическая значимость условного раздражителя не должна превышать силу, значимость безусловного раздражителя), необходимо мотивационное возбуждение,
4. не должно быть посторонних раздражителей.
5. необходимо нормальное состояние нейронов ЦНС.

Классификации условных рефлексов

1. По характеру безусловного рефлекса:
– пищевые
– половые
– оборонительные
– гомеостатические.

2. По биологическим потребностям:

а) витальные:
– пищевые
– оборонительные
– гомеостатические
– регуляции сна

б) зоосоциальные:
– половые
– родительские
– территориальные

в) условные рефлексы саморазвития:
– исследовательские
– имитационные
– игровые.

3. По рецептивному полю:
– экстероцептивные
– интероцептивные (появляются и исчезают очень медленно, могут лежать в основе усугубления патологического процесса).

4. По времени отставания подкрепления:
– короткотставленные – вырабатываются быстро, прочно и долго удерживаются
– отставленные (запаздывающие) – вырабатываются медленно, служат основой для возникновения процессов торможения.
– следовые – вырабатываются еще труднее, характерны для высших животных.

5. По отношению сигнала к безусловному подкреплению:
– искусственные – возникают на раздражители, не имеющие отношения в природе к безусловному подкрепляющему раздражителю;
– натуральные – формируются на сигналы, которые являются естественными признаками подкрепляющего раздражения.

Учитывается привычность, адекватность раздражителя, такие рефлексы вырабатываются быстрее.

6. По механизму действия:
– сигнальные: классические рефлексы школы И. П. Павлова, вслед за сигналом следует подкрепление;
– инструментальные: сигнал – действие – подкрепление; лежат в основе дрессировки животных.
– мотивационные: сама мотивация – сигнал.

7. По выработке условного рефлекса на базе другого условного рефлекса:
– рефлексы первого порядка вырабатываются на базе безусловного рефлекса (классические условные рефлексы);
– рефлексы второго порядка вырабатываются на базе прочно го условного рефлекса первого порядка, при котором отсутствует безусловный стимул;
Чем выше порядок условных рефлексов, тем труднее происходит их выработка. Наличие рефлексов высшего порядка говорит о больших возможностях ассоциативной деятельности.

8. По сложности:
– простые условные рефлексы: вырабатываются на одиночные раздражители (классические рефлексы школы И.П.Павлова);
– комплексные условные рефлексы: вырабатываются на несколько сигналов, которые действуют одновременно или последовательно;
– цепные рефлексы: вырабатываются на цепь раздражителей, каждый из которых вызывает свой условный рефлекс (динамический стереотип).

9. В зависимости от сигнальной системы:
– условные рефлексы на сигналы первой сигнальной системы,
– условные рефлексы на сигналы второй сигнальной системы.

10.  По структуре условного сигнала:
– условные рефлексы на простые раздражители (звонок, метроном, вспышки света);
– условные рефлексы на одновременные комплексные раздражители, которые состоят из нескольких компонентов, действующих одновременно (свет + звук + кожное раздражение);
– условные рефлексы на последовательные комплексные раздражители, отдельные компоненты которых действуют последовательно, накладываясь друг на друга;
– условные рефлексы на цепи раздражителей, когда отдельные компоненты сложного раздражителя действуют последовательно, не совпадают друг с другом, а безусловное подкрепление присоединяется к последнему из них.

Торможение процессов высшей нервной деятельности

Особенность условных рефлексов: сохраняет свое значение, пока соответствует реальным условиям. При нарушении этого соответствия условно-рефлекторная реакция угасает, тормозится.

Торможение ВНД:

1. Безусловное (врожденное): ничего не стоит организму. Причина лежит вне рефлекторной дуги (внешнее).
– внешнее (индукционное).
– запредельное.

2. Условное (приобретенное): причина в самой рефлекторной дуге:
– угасательное
– дифференцировочное
– запаздывающее
– условный тормоз.

Согласно концепции П. К. Анохина основная причина любого торможения поведенческих реакций торможения ВНД, условных и безусловных рефлексов. Несоответствие обратной афферентации акцептору результата действия. Внешняя причина всех четырех видов внутреннего торможения — не подкрепление.

Компоненты условного рефлекса:
– соматический (двигательный)
– вегетативный.

В процессе торможения угнетается только соматический компонент.

Теория образования условного рефлекса.

Замыкание временной связи происходит на вставочных и ассоциативных нервных клетках (звездчатые клетки коры, 2-3 слой).

Инстинкт и динамический стереотип

В основе сложных поведенческих актов лежат не: изолированные рефлекторные ответы, а сложные цепьевые рефлексы, в которых отдельные рефлекторные акты следуют в строгом порядке друг за другом. Окончание одного рефлекса служит пусковым моментом для следующего. Такие цепьевые рефлексы могут быть врожденными (инстинкты) и приобретенными (динамический стереотип).

Инстинкт – это сложный цепьевой, безусловный рефлекс; стремление и способность к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотчетностью и приводят к результату, полезному не только для индивидуума, но еще более для его рода.

Характерные черты инстинкта:
1. целесообразность
2. жесткость программы (петтластичность действия), программы не перестраиваются,
3. зависимость от возрастных периодов.
4. доминантное состояние центров.
5. инстинкты организуются внутренними факторами (гормоны), внешние воздействия играют роль пускового раздражителя.

Динамический стереотип.

Динамический стереотип – сложный цепьевой условный рефлекс, окончание одного рефлекса является стимулом для начала следующего. Это наши привычки, навыки.

Важное биологическое значение, динамического стереотипа подготовка предстоящей деятельности мозга к точности и своевременности ответной реакции на одинаковые раздражители. Программы могут перестаиваться. Динамический стереотип может быть нарушен и вновь восстановлен. Отчетливо выражены возрастные особенности формирования динамического стереотипа.

Следует отметить, что в процессе выработки (формирования) динамического стереотипа преобладают процессы дивергенции (иррадиации) возбуждения и как следствие этого – ненужные движения и слова.При завершении формирования динамического стереотипа (привычки) происходит концентрация процесса возбуждения (конвергенция), всё лишнее убирается, тормозится.

Динамический стереотип проявляется не только в наших двигательных актах, но и в мышлении и психических процессах. Он формируется при участии сознания, но сформировавшийся динамический стереотип в контроле со стороны сознания не нуждаются – все происходит автоматически.

Научиться чему-либо можно 3 путями:

1. Метод проб и ошибок:
– условные рефлексы (подкрепление);
– игры как тренировки.
2. Метод подражания. Без инстинкта подражания нет образования.
3. Инсайт (понимание).

Озарение, догадка. Те случаи нахождения правильного решения в ситуациях, где не помогает ни метод проб и ошибок, ни подражание. У человека такие проблески называют экстраполяционными рефлексами.

Физиологические особенности высшей нервной деятельности человека

По сравнению с животными (собаки, обезьяны, крысы) выделяют следующие особенности:
1. быстрее вырабатываются условные рефлексы и легче переделываются;
2. следовые условные рефлексы вырабатываются легче, чем у животных возможности абстрактного мышления
3. легче вырабатываются условные рефлексы высшего порядка.
4. лучше проходит анализ комплексных раздражений
5. в меньшей степени выражены процессы внутреннего торможения.
6. хорошо образуются условные рефлексы на базе ориентировочных.

Типологические особенности ВНД человека

В лаборатории И. П. Павлова выделили 4 типа, которые совпали с темпераментами по Гиппократу.

Гиппократ выделил 4 темперамента в зависимости от соединения в определенных пропорциях:
1. преобладает кровь — сангвиник;
2. преобладает желчь — холерик;
3. преобладает черная желчь — меланхолик;
4. преобладает слизь — флегматик.

Основоположник экспериментальной психологии Вудт в основу своей классификации положил как глубинно или поверхностно человек переживает все события, а также быстро или медленно.

Глубоко

Поверхностно

Быстро

Сангвиник

Холерик

Медленно

Флегматик

Меланхолик

И. П. Павлов положил в основу 3 признака:

1. сила нервных процессов возбуждения и торможения (как быстро вырабатывается условный рефлекс) – отражает уровень работоспособности нейронов.
2. подвижность нервных процессов – как быстро можно отвыкнуть, приспособиться к новым условиям.
3. уравновешенность нервных процессов во времени.

Сила

Подвижность

Уравновешенность

Сангвиник

+

+

+

Холерик

+

+++

Флегматик

+

+++

Меланхолик

?

?

В чистом виде данные типы встречаются редко, в основном существуют смешанные типы ВНД.

Г. Айзенк учитывал следующие признаки при формировании типологических свойств личности:
1. Экстраверт – открытость;
2. Интраверт – скрытность.

Качества:
1. Эмоциональная устойчивость
2. Эмоциональная лабильность.

Экстраверсия

Интроверсия

Эмоциональная устойчивость

Сангвиник

Флегматик

Эмоциональная лабильность

Холерик

Меланхолик

И. П. Павлов кроме силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов обнаружил у человека и преобладание сигнальной системы.

Преобладание 1 сигнальной системы – художественный тип высшей нервной деятельности.
Преобладание 2 сигнальной системы мыслительный тип высшей нервной деятельности.

Смешанный тип – уравновешены первая и вторая сигнальные системы.

1 сигнальная система: непосредственное восприятие внешнего мира через органы чувств, характерна для человека и животных.
2 сигнальная система: развивается в процессе общения с себе подобными в человеческом обществе, когда происходит осознание внешнего мира в словесно-образной форме.

Возникновение ее обусловлено развитием речи. Появляется новое свойство ВНД человека: способность к абстрагированию – обобщение бесчисленных сигналов 1 сигнальной системы. Слово объединяет сигналы 1 сигнальной системы, становится «сигналом сигналов».Словами обозначаются действия и обозначения разного рода.

Для мышления человека характерно:
– конкретность;
– абстрактность;
– их сочетание.

Для мышления животных характерна только конкретность.

Первичный язык – используются врожденные сигналы, это до понятийный уровень. Например, малоинформативные сигналы (лай, мяуканье, крики зверей). Нервные центры первичного языка работают на уровне базальных ядер.
Вторичный язык – появляется в процессе жизнедеятельности – происходит замена объекта символами: устная и письменная речь.

Первые три года жизни формируется преимущественно 1 сигнальная система и эмоциональная сфера. К 6-ти месяцам на непосредственное раздражение формируется непосредственная ответная реакция. В этом возрасте четко проявляются ориентировочные рефлексы, затем на словесный раздражитель ребенок отвечает непосредственной реакцией.

К концу 3-го года нормальный ребенок на словесный раздражитель дает словесную ответную реакцию. Высокая степень обобщения происходит на 4-5 году жизни. С 5-ти лет вторая сигнальная система является доминирующей в поведении человека, однако первая и вторая сигнальная системы связаны неразрывно.

Морфологический субстрат 2 сигнальной системы.

Французский врач Брока наблюдал больных с кровоизлиянием в мозг – наблюдалась афазия Брока или моторная, вербальная, лобная, экспрессивная афазия. Нарушение активной речи – говорить не может, речь других понимает, понимает письменную речь, воспроизводить не может, речь затруднена или невозможна. Может произносить отдельные звуки или слоги. На вскрытии таких больных – поражение лобной доли. У правшей – в левом полушарии.

Немецкий врач Вернике наблюдал больных, у которых после кровоизлияния в мозг отмечалось нарушение понимания речи – афазия Вернике или височная, чувствительная афазия. Поражение височной доли слева у правшей. Говорят много, болтливы. Речь сохранена, но непонятна, слова исковерканы, отмечается расстройство восприятия речи, не понимают устную речь.

На основе клинических наблюдений установили доминирование одного из полушарий у человека. Сперри открыл функциональную ассиметрию мозга, использовал для лечения эпилепсии рассечение мозолистого тела, зрительный перекрест. Сперри изучал реакцию левого и правого полушария у детей людей.

Правое полушарие:

– сторожевые функции;
– контроль за изменением внутренней среды;
– конкретное мышление;
– ориентация в пространстве;
– интуиция;
– эмоциональные реакции.

Работает на уровне первой сигнальной системы.

Левое полушарие:
– анализ;
– обобщение фактов;
– отвечает за представление в виде символов и условных знаков.

В левом полушарии расположены двигательные центры речи. Были проведены эксперименты на здоровых добровольцах и получили экспериментальную модель, которую назвали правополушарным и левополушарным человеком.

Правополушарный человек.

Речь резко ограничена, словарный запас мал, предметы узнает; говорит, зачем нужны; но не может сказать, как они называется. В чужой речи понимает простые предложения, отвечает мимикой, интонации сохраняются. Лучше различает мужские и женские голоса|§ легко и быстро узнает не словесные звуки. Мелодии воспроизводит точно, но не справляются с их классификацией. Эмоции отрицательные, пессимизм, плохое самочувствие. Страдает системное мышление, образное усиливается.

Левополушарный человек.

Речь сохраняется, словарный запас богат, человек болтлив. Улучшенное восприятие чужой речи, однако его речь бесцветна, тускла, монотонна. Не понимает интонации в речи других. Очень четко отличает женский голос. Великолепно классифицирует звуковые образы. Образное восприятие нарушено, абстрактное – облегчено. Настроение хорошее, больной приветлив, оптимистичен.

Категории
Рекомендации
Подсказка
Нажмите Ctrl + F, чтобы найти фразу в тексте
Партнеры
А знаете ли вы, что нажав сочетание клавиш Ctrl+F - можно воспользоваться поиском по сайту?
X
Copyrights © 2015: FARMF.RU - тесты, лекции, обзоры
яндекс.ћетрика
Рейтинг@Mail.ru

У вас включен AdBlock!

Привет! Мы создали этот сайт с различными интересными статьями. Для нас очень важно, чтобы вы отключили AdBlock. Ведь именно за счет рекламы живет этот сайт. Огромное спасибо.

Уведомление для пользователей AdBlock

У вас включен AdBlock!

Привет! Нас зовут Дима и Аня. Мы создали этот сайт с различными интересными статьями. Для нас очень важно, чтобы вы отключили AdBlock. Ведь именно за счет рекламы живет этот сайт. Огромное спасибо.