Умственный труд и его особенности
Умственный труд — это выполнение работы, связанной с приемом и переработкой информации, что требует активного функционирования сенсорного аппарата, а также структур мозга, которые обеспечивают такие психические процессы как память, внимание, мышление, эмоции.
Классификация умственного труда.
1. Операторский труд — группы профессий, связанных с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами.
2. Управленческий труд — это руководители учреждений, предприятий, подразделений, учителя и преподаватели. Для данной категории лиц характерно:
— большой объем информации для постоянного использования;
— дефицит времени;
— ответственность за принятие решения.
3. Творческий труд — требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, особых условий высокую интенсивность внимания, напряженность мышления к большой объем памяти.
4. Труд медицинских работников — характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением, контактами с людьми, большим объемом памяти, напряженностью мышления, ответственностью за здоровье и жизнь другого человека
5. Труд учащихся и студентов — требует напряжения памяти, восприятия, внимания, особенно концентрации и устойчивости внимания. Наличие стрессовых ситуаций — зачетов и экзаменов.
Заболеваемость при умственной деятельности
При правильной организации умственного труда не наблюдается его отрицательного влияния на организм человека. Есть и положительное влияние умственного труда на здоровье. Например, труд конструкторов не имеет больших эмоциональных срывов и напряжения, поэтому у конструкторов уровень сердечно-сосудистых заболеваний не превышает 8%, у телефонисток (дефицит времени при обработке информации) составляет 16%. Особенно эмоционально напряженным является труд руководящих работников. Среди них 40-50% имеют гипертоническую болезнь или ишемическую болезнь сердца.
Факторы риска сердечно-сосудистой патологии у людей умственного труда:
— повышенная нервно-эмоциональная напряженность;
— гипокинезия;
— избыточная масса тела;
— курение;
— наследственная предрасположенность.
Механизмы умственного труда
Изменения физиологических функций при умственном труде.
Умственный труд, в отличие oт физического, характеризуется менее выраженными изменениями функций в организме.
Основным условием трудового процесса при выполнении умственной работы является поддержание устойчивой доминанты. Психическая деятельность, осуществляется всем мозгом том в целом, но различные отделы центральной нервной системы функционируют дифференцированно. Они включаются в единое целое для обеспечения различных по содержанию форм психической деятельности.
Вовлекаются специфические (анализаторные) и неспецифические (ассоциативные зоны коры, лимбическая система) структуры мозга, Во время умственной деятельности локальные процессы захватывают различные корково-подкорковые взаимоотношения в обоих полушариях головного мозга.
Если генерализованные (общие) изменения активности мозга сопровождают любой вид умственной деятельности, то локальные процессы активации наблюдаются при разных видах деятельности в разных областях коры. Чем сложнее работа мозга, тем больше его структур синхронно функционирует. Например. Если работа связана с функцией речи, то большую роль играют отделы левого полушария (центры речи). Огромная роль принадлежит лобным отделам мозга (ассоциативные отделы), которые объединяют неспецифические формы активности с поступающей чувствительной (афферентной) информацией.
Показатели деятельности нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем во время умственной деятельности свидетельствуют о возрастании нервного напряжения, которое обусловлено следующими факторами трудового процесса:
1. необходимость одновременного наблюдения за несколькими меняющимися во времени производственными процессами;
2. восприятие и переработка большого объема различной информации;
3. дефицит времени для переработки значимой информации и принятия решения;
4. частое переключение внимания с одного объекта наблюдения на другой и необходимость использования разных информационных потоков;
5. необходимость поддержания в течение длительного времени высокой интенсивности внимания, памяти, мышления;
6. выполнение работ в ночное время;
7. возможность возникновения аварийной ситуации и дефицит времени, отпущенный на ее устранение
8. повышенная ответственность за принимаемые решения.
Специфическая особенность умственного труда — сопутствующее изменение функционального состояния центральной нервной системы. Психические процессы сопровождаются активацией специфических и неспецифических образований мозга.
Общие изменения активности мозга сопровождают любой вид умственного труда, локальные процессы активации развиваются в различных областях коры и глубоких структур мозга в зависимости от вида деятельности.
В процессе умственного труда наблюдается психическая активность, которая протекает с участием нейронов многих отделов мозга:
— коры;
— подкорковых образований;
— лимбической сиситемы.
При умственной деятельности функционируют оба полушария мозга. В результате выполнения любой умственной деятельности происходит общая активация мозга, одновременна отметается повышение локальной активности, которая зависит да вида психического процесса (перцептивная, моторная, вербальная, мнестическая). Особую роль в умственной деятельности играют лобные доли. Эмоции играют роль организатора целенаправленной умственной деятельности.
Возникновение нервно-эмоционального напряжения при умственной деятельности объясняется тем, что объем информации, которую мозг должен обработать, близок или даже превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. Необходимо различить близкие по зиачению сигналы и выполнять тонкие процессы мышления. К эмоциональному напряжению приводит ответственность работы.
В целом, при умственном труде имеет место сочетание эмоциональных факторов и напряжения психической деятельности, поэтому рассматривают нервно-эмоциональное напряжение. Для обеспечения умственной деятельности существенное значение имеет активность симпато-адреналовой системы и гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной оси. Чем больше степень нервно-эмоционального напряжения, том выше активность этих стресс-реализующих систем.
Непродолжительное повышение нервно-эмоционального напряжения имеет положительное значение для деятельности центральной нервной системы, так как в данном отделе возрастает интенсивность обмена веществ и увеличивается скорость переработки информации.
Длительное нервно-эмоциональное напряжение приводит к существенному изменению сердечно-сосудистой системы: возрастают систолический и минутный объем сердца, артериальное давление и отмечается учащение пульса. В состоянии стресса, например, на экзамене, еще больше активируется симпато-адреналовая система.
При умственной деятельности происходит перераспределение мозгового кровотока: он становится интенсивнее в тех отделах, которые принимают непосредственное участие в деятельности. Интенсивность кровотока возрастает при умственном труде, особенно в левом полушарии. Постоянное высокое нервно-эмоциональное напряжение, сопровождающее умственную деятельность, приводит к развитию заболеваний.
Напряженная умственная деятельность сопровождается значительным увеличением обмена веществ, что связано с непроизвольным сокращением скелетных мышц, которые не имеют прямого отношения к выполняемой работе.
Физиологическая характеристика труда в условиях зрительного напряжения
Под контролем зрения совершается до 80-90% трудовых операций. Профессии (операторы, сортировщики, огранщики и др.) объединяет общий фактор — зрительное напряжение, которое может служить и самостоятельным фактором, который определяет физиологическую нагрузку на организм работающих.
Напряжение умственного труда усиливается в том случае, когда зрительное напряжение сочетается с другими факторами трудового процесса:
— дефицит времени;
— плохая освещенность;
— высокая ответственность.
При работе в условиях зрительного напряжения изменяется рефракция глаза и аккомодационная способность глаз, снижается контрастная чувствительность, уменьшается устойчивость хроматического и ахроматического видения, сокращаются границы поля зрения, снижаются острота зрения и скорость восприятия и переработки информаций. Все эти изменения говорят о развитии зрительного утомления. При чрезмерной интенсивности зрительного напряжения утомление накапливается и приводит к развитию перенапряжения, а далее и к развитию патологии зрительного аппарата.
Принципы профилактики зрительного утомлении и перенапряжения
Снижение зрительного переутомления можно осуществить при соблюдении следующих принципов:
1. устранить пульсации освещенности рабочего места, постоянную смену полей зрения, резкие световые и цветовые контрасты, сильную освещенность, слепящие поверхности
2. при работе с дисплеями необходимо регламентировать яркость фонового свечения экрана, яркость и контрастность изображения, ширину линий, частоту мелькания изображений. Операторы должны иметь возможность изменять по своему усмотрению наклон корпуса, высоту пульта с клавиатурой, высоту экрана, расстояние от экрана до глаз;
3. с целью предотвращения развития перенапряжения органов зрения необходимо соблюдать правильный режим труда и отдыха, включающий:
— распорядок и продолжительность рабочего дня,
— введение регламентированных перерывов в работе,
— сеансов релаксации;
— выполнение упражнений для глаз,
— соблюдение рекомендаций для организации активного отдыха.
— проведение окулистами отбора лиц на работу, которая требует напряжения органов зрения.
Организация трудового процесса при умственной деятельности
Для умственной деятельности характерно то, что после завершения она может продолжаться и бывает трудно ее остановить, поэтому для достижения, этой цели необходимо переключение. Особенно эффективно переключение с умственной деятельности на физический труд.
Особенности утомления при умственном труде:
— чувство слабости;
— расстройство внимания;
— ухудшение памяти и мышления;
— ослабление воли;
— сонливость
— моторные нарушения: координации, снижение силы, торопливость при выполнении.
Развитие утомления зависит от состояния организма человека, внешних и эмоциональных факторов. Продолжение работы при развивающемся умственном утомлении происходит при повышении эмоциональной напряженности.
Основные принципы организации умственной деятельности были сформулированы в 1911 г. русским физиологом Н. Е. Введенским:
1. В работу нужно входить постепенно.
2. Должен быть определенный ритм работы, так как ритмичность деятельности способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.
3. Необходимо придерживаться обычной последовательности в деятельности, что предполагает регулярную, организованную и плановую работу.
4. Необходимо установить правильное чередование труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физическими упражнениями.
5. Высокая работоспособность сохраняется при постоянной и систематической деятельности, при которой закрепляется навык.
Рекомендации, ориентированные на повышение качества умственного труда:
1. поддержание профессиональных знаний на уровне, достаточном для решения любых задач, которые возникают во время работы;
2. поддержание умеренного и постоянного уровня производственной нагрузки;
3. соблюдение ритмичности в работе;
4. создание условий для формирования положительных эмоций и возможности для быстрого снятия отрицательных;
5. перерывы на отдых должны быть заполнены деятельностью, которая снимает психо-эмоциональное напряжение (физическая активность, психологическая разгрузка, специальные психогигиенические процедуры);
6. во внерабочее время 3-4 раза в неделю по 30-40 минут выполнять физические упражнения с интенсивностью в пределах 70-75% от индивидуальной максимальной частоты сердечных сокращений.
Таблица 1. Характеристика признаков утомления при умственном труде.
Признак |
Начинающееся переутомление |
Легкое переутомление |
Выраженное переутомление |
Тяжелое переутомление |
Снижение |
Мало выраженное |
Выражено |
Выражено |
Выражено |
Компенсация |
Не требуется |
Полная компенсация |
Неполная |
Незначительная компенсация |
Эмоциональные сдвиги |
Временное снижение интереса к работе |
Временами |
Раздражительность |
Угнетение, резкая раздражительность |
Расстройство |
Трудно засыпать или просыпаться |
Трудно засыпать или просыпаться |
Сонливость днем |
Бессонница |
Снижение |
Нет |
Трудно сосредоточиться |
Временами |
Заметное |
Лечение |
Упорядочить отдых, занятия физкультурой |
Очередной отпуск и отдых |
Срочный очередной отпуск, организованный отдых |
Лечение в стационаре или в поликлинике |
Отрицательное влияние умственного труда на организм
Умственный труд вызывает нервно-эмоциональное напряжение, что приводит к обострению восприятия, внимания, памяти, проявлению вегетативных сдвигов. Для каждого вида деятельности необходим определенный оптимальный уровень эмоциональной напряженности, при котором реакции организма оказываются наиболее совершенными и эффективными.
При умственном труде эмоции являются организаторами целенаправленного поведения. Во время выполнения умственной работы существенные изменения претерпевают психические процессы. В начале работы внимание, запоминание, выполнение «тестовых» задач постепенно улучшается — врабатывание. Значительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психику — быстро появляется усталость.
При непродолжительном эмоциональном возбуждении эмоции положительно влияют на работоспособность, при деятельном эмоциональном напряжении может наблюдаться обратный эффект.
В процессе эмоционального возбуждения происходит:
— ускорение обмена катехоламинов (адреналин, норадреналин), их синтез и выход;
— стимуляция энергетических процессов
— стимуляция минерального обмена
— повышение возбудимости нейронов;
— повышение уровня глюкозы в крови;
— повышение содержания свободных жирных кислот (риск атеросклероза);
— увеличение частоты сердечных сокращений;
— повышение артериального давления.
Умственный труд, не осложненный отрицательными эмоциями, не оказывает значительного неблагоприятного действия на организм, в то же время среди работников умственного труда высок процент заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем. Недостаточная активность скелетных мышц, которые в норме способствуют развитию процессов адаптации и повышают функциональные резервы организма, приводят к обратному результату — снижению адаптации. Поэтому важным средством поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья человека является чередование умственного и физического труда, использование комплекса физических упражнений.
Питание при умственном труде
При умственном труде во внеслужебное время энергетические затраты не превышают 371-460 кДж (90-110 ккал), в рабочие часы составляют 9623-10042 кДж (2300-2400) в сутки.
На здоровье работников умственного труда и их работоспособность значительное влияние оказывает:
— гипокинезия
— недостаточность моторно-висцеральных рефлексов;
— избыточная масса тела;
— раннее развитие атеросклероза.
Под гипокинезией понимают малую двигательную активность и почти полное прекращение какой-либо физической работы. Активно функционирующая мышечная система является фактором, который обеспечивает нормальные функции других систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и нервной и способствует нормализации обмена веществ.
Недостаточная мышечная нагрузка в условиях относительно высококалорийного питания неизбежно приводит к увеличению массы тела. Неблагоприятные последствия избыточного питания на фоне небольшой физической нагрузки позволяют считать, что одним из основных принципов рационального питания при интеллектуальном труде является снижение калорийности потребляемой пищи до уровня энергетических затрат.
Необходимо изменить режим питания, увеличив число приемов небольших количеств пищи до 4-5 раз в сутки. Поскольку умеренно ограниченное питание рассчитано на многолетнее применения, оно должно быть сбалансированным и полноценным, обеспечивать удовлетворение всех потребностей организма и исключать какие-либо элементы недоедания и пищевую недостаточность.Умеренно ограниченное питание предусматривает высокое разнообразие с использованием широкого ассортимента пищевых продуктов.
При построении суточного пищевого рациона необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Энергетическая ценность рациона в пределах 2400-2500 ккал, в том числе углеводы должны обеспечивать 1100-1400 ккал; жиры 720-810 ккал; белки 400-460 ккал.
2. В среднем при умеренно ограниченном рационе суточная норма белка 57-69 г, жира 63-77 г, углеводов 300-350 г.
3. Количество белка животного происхождения должно составлять не менее 50% от суточной нормы, при этом половина данного количества должна обеспечиваться молочным белком.
4. Необходимо одну четверть жировой части рациона отнести за счет сливочного масла, другую — растительное масло, третью и четвертую — жир, содержащийся в самих пищевых продуктах, и кухонные жиры (маргарин), используемые с кулинарной целью.
5. Из общего количества углеводов на долю сахара должно приходиться не более 15%. Желательно, чтобы за счет углеводов картофеля, овощей и фруктов обеспечивалось не менее 25% общего количества углеводов (примерно 80-100 г.).
При малой физической нагрузке подлежат ограничению углеводы, особенно низкомолекулярные. Усиленное потребление сахара при резко выраженной малоподвижности, связанной с продолжительной умственной работой, неизбежно приводит к увеличению массы тела и ожирению.
В питании работников умственного труда особое значение имеют отдельные компоненты, которые обладают липотропными и противосклеротическими свойствами. К липотропным веществам относится аминокислота метионин, которая содержится в твороге. При умственном труде источником метионина и других серосодержащих аминокислот могут служить сыры, куриное мясо, рыба, в которой содержание указанные аминокислот почти в 1, 5 раза больше, чем в твороге. Среди растительных культур следует отметить бобовые и рожь, являющиеся хорошим источником серосодержащих аминокислот.
При умственном труде организм нуждается в первую очередь в витаминах, которые стимулируют окислительно-восстановительные реакции. Такими свойствами обладают витамины В2, В6, С, Р, PP. Не меньше важны витамины с липотропным и антисклеротическим действием: холин, инозит, витамины Е и В12, фолиевая кислота, а также витамин F.
Для работников умственного труда большое значение имеет предупреждение скрытых форм витаминной недостаточности, которые не имеют четко выраженных симптомов, однако известны нарушения общего характера: понижение работоспособности, особенно умственной. В развитии атеросклероза и гипертонической болезни скрытые формы витаминной недостаточности играют важную роль и часто способствуют прогрессированию данных заболеваний.
Наиболее рациональным является режим питания с четырехразовым приемом нищи, при котором достигается лучшее переваривание нищи и максимальное усвоение питательных веществ. При таком режиме промежутки между приемами пищи не превышают 4-5 часов, поэтому создается равномерная нагрузка на пищеварительный аппарат, обеспечивается наиболее полная обработка пищи соками, которые наиболее полноценны по переваривающей силе.
Для восстановления нормальной деятельности пищеварительных желез они должны иметь ежесуточно отдых 10-11 часов. Поздний ужин лишает секреторный аппарат отдыха, что приводит к перенапряжению и истощению пищеварительных желез, поэтому ужинать следует не позднее, чем за 3 часа до сна. При четырехразовом питании рекомендуется на завтрак 25% суточного рациона, на второй завтрак 15%, на обед 35%, на ужин 25%.
Особенности трудовой деятельности студентов
Заболеваемость студентов.
Первое место в структуре заболеваний студентов занимает гипертоническая болезнь. У студентов технических вузов она обнаруживается в 8-9%, у медиков — в 1%. Второе место занимают гипотонические состояния. Затем идут острые и хронические тонзиллиты (3,5-5,7% студентов), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. У старшекурсников язвенная болезнь встречается чаще. Выражена распространенность близорукости, процент которой также выше на старших курсах.
Режим труда и отдыха.
Студенты работают до 12 часов ежедневно. Около 30% студентов затрачивают на учебный процесс также и часть ночного времени. Даже в не экзаменационный период 30-40% студентов недосыпают. До 30% студентов не имеют свободного времени. Эти данные указывают на то, что у студентов большая нагрузка и нерационально организован отдых.
По данным литературы лишь 6-10% студентов соблюдают режим питания, остальные либо не завтракают, либо вынуждены поздно принимать ужин. В суточном рационе преобладает жирная и углеводная пища, недостаточно содержание белка, особенно животного происхождения. Студенты мало бывают на свежем воздухе. Около 83% суточного времени студенты находятся в состоянии относительной неподвижности. Процент студентов, занимающихся спортом, не превышает 23%.
По данным гигиенических исследований установлено, что даже в течение 1 часа в аудитории накапливается углекислый газ и его содержание возрастает в 3-4 раза в непроветриваемой аудитории. Температура воздуха в помещении возрастает на 3-5 градусов, влажность увеличивается на 3-4%. К концу учебного дня в плохо проветриваемых помещениях температура воздуха достигает 26 градусов, относительная влажность 80%, а уровень углекислого газа превышает предельно допустимые концентрации.
Изменения в организме студентов в период семестровых занятий и экзаменов.
Установлено, что к концу рабочего дня у студентов снижается уровень, внимания, уменьшается объем памяти, замедляется частота сердечных сокращений, снижается уровень артериального давления, увеличивается латентное время зрительно-моторной реакции, ослабляется дифференцировочное торможение. Все это указывает на развитие утомление (снижение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы). Эти сдвиги особенно выражены во второй половине рабочей недели. По данным электроэнцефалографии, в конце дня у студентов снижаются показатели общей мозговой активности.
По результатам исследования крови, наиболее утомительной для студентов является самостоятельная работа, на втором месте практические занятия и наименьшие сдвиги наблюдаются на лекции. Во время экзамена повышаются температура тела и артериальное давление, возрастают частота сердечных сокращений, число эритроцитов, количество гемоглобина, уровень сахара, следовательно, наблюдается активация симпатической нервной системы.
Наиболее глубокие вегетативные сдвиги наблюдаются в момент взятия билета и ответа экзаменатору. Частота сердечных сокращений достигает 168 ударов в минуту, частота дыхания — 33 в минуту. Показатели восстанавливаются только через день. Перед экзаменом происходит некоторое уменьшение поля зрения, восстановление до нормы происходит только через 8-15 часов. Перед ответом на экзамене снижается функция внимания, восстановление осуществляется после окончания экзамена.
Вегетативные сдвиги в период сессии наименее выражены у студентов, которые регулярно занимаются спортом и имеющих высокую успеваемость. Письменный экзамен вызывает менее значительные изменения функций вегетативной нервной системы, чем устный экзамен.
Список используемых сокращений:
АКТГ — адренокортикотропный гормон
ДО — дыхательный объем
КПД — коэффициент полезного действия
КОС — кислотно-основное состояние
МОД — минутный объем дыхания
МОК — минутный объем крови
рО2 — напряжение кислорода в крови
рСО2 — напряжение углекислого газа в крови
ЦНС — центральная нервная система
ЧД — частота дыхания
ЧСС — частота сердечных сокращений